Новый учебный год – время, когда родители вспоминают, как сильно когда-то не любили школу.
«Где это видано, где это слыхано: папа решает, а Вася сдает», – пели школьники в повести Драгунского. Именно по такой схеме действуют многие родители: легче сделать самому, чем весь вечер объяснять. Думаю, ошибочность данной методики очевидна.
Если вам приходится учить со школьником уроки до поздней ночи, а каждое домашнее задание – огромный стресс, то самое главное – определить источник проблемы. И их может быть масса.
Родители-отличники
Вы окончили школу с золотой медалью и считаете, что это очень важно. Да и не сложно вроде бы – хорошо учиться. Вот и требуете от ребенка жить по принципу «быстрее, выше, сильнее», не учитывая его возможности. Если помните, Пушкин в математике был полный ноль.
В таком случае стоит просто сбавить обороты, обращать внимание не на оценки, а на то, как ребенок усваивает материал, как развивается его сознание. Попробуйте читать вместе детские энциклопедии. Вы будете уверены в полученных знаниях, а ребенок будет спокоен при отсутствии давления.
Постоянный контроль
«Неси дневник, что тебе задали?» – когда родители стремятся быть полностью посвященными в жизнь своего чада, они могут слегка перегнуть палку. Стремление сделать уроки должно исходить от ребенка, а не извне. В противном случае он будет выполнять уроки, однако мотивация будет на нуле.
Дайте ребенку больше самостоятельности. Позвольте допускать ошибки. И помните: помогать стоит лишь тогда, когда у вас просят помощи. И даже в этом случае – не решать за школьника, а направлять его ход мыслей. Когда он придет к правильному решению – похвалите его, чтобы он чувствовал, что это исключительно его заслуга.
Неправильный подход
Помнится, моя первая учительница говорила: «Нет плохих учеников, есть плохие учителя». Бывает, что проблема обучения кроется в том, что программа действительно слишком сложна для ребенка. Он может быть не готов к такому интенсивному обучению. Проведите специализированное тестирование, которое поможет узнать, как школьник усваивает материал.
Особенности ребенка
Отсутствие усидчивости может быть заложено в психологии вашего малыша: отсутствие концентрации внимания, гиперактивность. Конечно, можно посоветоваться с психологом, возможно, ему будет нужна профессиональная помощь.
С другой стороны, постарайтесь обустроить рабочее место ребенка так, чтобы его ничего не отвлекало – ни телевизор, ни игрушки рядом, ни зеркала.
Атмосфера в семье играет важную роль
Проблемы могут быть разные, я поделюсь своей историей, которая мешала мне в моём школьном детстве (так сказать живой пример).
А мешало мне то, что, несмотря на мой юный возраст, заботили меня не занятия, а постоянные ссоры в семье. Куда важнее было наблюдать за мамой, понимать, что ей плохо, а вот сейчас она весёлая – потеплела атмосфера. Папа уйдёт к любовнице или нет – зависит маминого настроения. И зачем мне была нужна учёба, если в семье был постоянный вулкан.
При подобных обстоятельствах (развод, постоянные ссоры, выяснения отношений), куда волей-неволей втянуты дети, либо родители их перетягивают каждый на свою сторону, ни о какой сосредоточенности на занятиях речь идти не может, есть дела поважнее.
Страх перед домашней работой младшему школьному возрасту присущ в большей степени. И страх – это не тревога, это боязнь чего-то конкретного. И дети мне говорят: «Если я не сделаю домашку и не получу 5 или 4, меня больше не отведут на бокс или не купят телефон, или мама меня убьет». И на мой взгляд они не заданий боятся, а наказания, которое последует . А родители приходят с работы уставшие, а тут еще проблемы добавились: нужно по-хорошему посидеть помочь ребенку, может натолкнуть на идею. А времени ведь не так и много, и есть еще куча дел. И сыпятся угрозы и сплошные наказания. Как не бояться этой домашки, если идёт такой мощный акцент и буря эмоций.
Советы для родителей
Какие шаги стоит предпринять, чтобы мотивировать школьника на самостоятельное обучение:
- Проследите за своей речью о школе и учителях. Не обсуждайте при ребенке «бредовые задания», «глупых учителей». Он все еще зависим от вашего мнения, а потом его заинтересованность будет резко падать.
- Не сравнивайте его с другими учениками. Оценивайте его победы только по сравнению с прошлыми достижениями.
- Делитесь своими сложностями. Если ребенок говорит, что не хочет заниматься, можете спокойно сказать, что вы порой тоже совершенно не хотите идти на работу. Объясните, как вы справляетесь с этим.
- Расписания и органайзеры. Дети любят подражать своим родителям. Поэтому расскажите ему о том, что вы любите составлять список дел, а потом вычеркивать выполненные. Можете повесить в детской доску, на котором можно писать мелом или фломастерами, тогда даже часто отвлекающийся ребенок будет помнить о том, что еще осталось сделать.
- Дать совершать ошибки. Пусть ребенок не боится ошибаться, получать плохие отметки. Он должен помнить, что учится для себя, для своего будущего, а не для одобрения родителей. Объясните ему эту истину и придерживайтесь ее сами.