Дина Кузнецова: в Индии либо влюбляешься в страну, либо понимаешь, что это не твое

Наш колумнист продолжает рассказывать о впечатлениях от Индии: почему прачки в Мумбае – мужчины, откуда взялись некоторые странные ритуалы и отчего ей хочется вернуться в эту страну.
25 апреля 2019, 09:14
0
Oblozhka.jpg

Дина Кузнецова Создатель бренда авторских украшения @chipolina_project

Гигантская ручная прачечная

Один из районов, который меня поразил в Мумбае (раньше город назывался Бомбей), - это район прачек, Дхоби Гхат. В этих трущобах живут и работают дхоби – представители одного из низших сословий в Индии. Когда существовали касты, они считались неприкасаемыми. Сюда свозят одежду и постельное белье чуть ли не со всего города, в том числе из отелей. В Мумбае плохо со снабжением водой. Поэтому, видимо, мумбайцу проще привезти белье прачкам, чем думать, где и как его постирать.

 В Дхоби-Гхат стирают в огромных бетонных ваннах, а рядом моются.

Выбить грязь 

Прачки в этом районе – исключительно мужчины, потому что делается все, как правило, без помощи стиральных машин, грубой мускульной силой. Они вымачивают белье в речной воде с мылом, приготовленном из растений, и потом сильно бьют его по краям бетонных ванн (у такого способа стирки есть большой минус – одежда быстро изнашивается). Потом белье полощут, крахмалят и  развешивают.

Среди работников существует узкая специализация: одни стирают, другие сушат, третьи гладят, четвертые развозят.  Гладят, кстати, как в прошлые века, утюгами на углях. 

Гладят здесь утюгами на углях.

Прачки очень боятся потерять белье – берегут репутацию. Помечают одежду специальными маркерами. Еще у каждого такого работника уникальный аромат моющего средства, который он создает, комбинируя масла и другие натуральные ингредиенты. Это делается, чтобы клиент хотел вернуться к той же «прачке».

Сари дают здесь вторую жизнь – перекрашивают их.

Наше внимание привлекла огромная куча индийской женской одежды – сари.  Как объяснил гид, это сари, вышедшие из моды или потерявшие вид. Их будут долго кипятить, чтобы они вылиняли, а потом перекрасят в новый оттенок.

Трущобы Дхоби Гхат разделяются на семейные – облагороженные, где-то и с цветочками (у некоторых даже есть телевизоры), и несемейные зоны. Там совсем уж лачуги – живут одиночки, приехавшие на заработки из деревень.

Вообще смотрится все это совершенно нереально. Такое ощущение, что это декорации к фильму. Но здесь живут, моются, едят, растят детей. Это зрелище переворачивают сознание. Собственные проблемы, такие важные и сложные, сразу блекнут на фоне проблем этих людей.

 Каждый работник создает свой аромат мыла.

Башни молчания

Еще одна вещь, которая меня поразила – это башни молчания. Нам показали вроде бы обычный большой парк, котором отдыхали люди. Вдали виднелись приземистые башни, над которыми кружили птицы.

Так вот, это не просто башни. В эти сооружения без крыши (дахмы) складывают тела умерших людей, чтобы их склевали птицы. Этот ритуал называется «выставление».

Башня молчания в Мумбае на рисунке 1886 года, фото из Википедии.

Дело в том, что в Мумбае сконцентрированы представители религии зороастризма (от имени пророка – Заратустры), их здесь около 100 тысяч. Это потомки персов, приехавшие сюда от исламского гнета. Они называют себя парсами. По их представлениям, нельзя загрязнять телами умерших природные стихии – воду, землю, огонь и воздух, и именно поэтому существует такой странный для нас способ «погребения». Раньше вместо башен молчания использовались ниши в скалах.

Зороастрийцы вообще не испытывают к телу умершего человека особого почтения. Для них это символ временной победы мертвого над живым, а еще в тело может поселиться злой дух, поэтому к нему стараются даже не приближаться.

Птиц возле башен прикармливают, чтобы они не улетали. Здесь нельзя травить крыс обычными ядами, ведь иначе и птицы могут отравиться. 

Индийцы жизнерадостны и приветливы.

Словом, в Индии много необычного. Невероятная страна. Часто неряшливая, но еще и яркая, ароматная, гостепримная, «вкусная» и улыбчивая. В нее либо сразу влюбляешься, либо понимаешь, что не твое. Мы однозначно сюда вернемся.

Большинство индийцев - вегетарианцы. Овощи невроятно вкусны, потому что используется много специй в различных вариациях.

Другие публикации Дины Кузнецовой о путешествиях:

Колумнисты Казани
  • Сейчас читают