Ребенок не идет на контакт: кто виноват и что делать

Почему дети перестают делиться с родителями, и что в таком случае делать взрослым?
23 июля 2015, 11:03
2
000.jpg

Линус уже давно хотел, чтобы ему купили волчок. Мама уговаривала его подождать. Теперь он приходит домой с желанной игрушкой, но выглядит не веселым, а скорее раздосадованным. «Откуда он у тебя?» — спрашивает мама с подозрением. «Я его нашел» — бормочет себе под нос Линус. Очевидная ложь злит маму Линуса, но на требование сказать правду Линус не реагирует. Он закрывается, делая, что не слышит.

Многим родителям знакомы такие сцены. Обычно они безобидные, и их можно решить какое-то время спустя, когда напряжение немного спадет.

Маленькие дети редко замыкаются в себе

Малыши, как правило, очень открыты. В детсадовском возрасте они еще едва могут держать свои тайны при себе.

Но с годами ситуация меняется. «Чем старше становятся дети, тем меньше они хотят рассказывать, тем короче становятся ответы на вопросы родителей» — пишут Ян Уве Рогге и Ангелика Бартрам в своей книге «Как говорить, чтобы ваш ребенок слушал, и как слушать, чтобы ваш ребенок говорил».

Многие родители жалуются на то, что их дети не открываются, уходят от разговора, избегают любого контакта с родителями и, отстраняясь, выстраивают стену. Почему же так происходит?

Когда ребенок уходит от ответа: соблюдение личных границ

Упрямое молчание – в большинстве случаев это последнее средство, которое ребенок применяет, чтобы защитить себя от навязывания чужой воли, которую он не принимает. Обычно у ребенка к этому моменту уже есть опыт, что его аргументы не принимаются во внимание. Повторяющаяся практика наказаний так же часто ведет к молчанию.

«Не знаю» — так звучит ответ детей, которых родители спрашивают, почему они были невнимательны в школе. Если речь идет о подростках, то вы, скорее всего, услышите «Мне все равно». Когда родители слишком сильно наседают на детей, они не уважают их личные границы. И особенно нетерпимы к этому подростки.

«Даже если родители переживают за ребенка, к открытости невозможно принудить» — подчеркивает Хельга Гюртлер, автор нескольких книг по воспитанию.

Когда дети закрываются: конфронтация не поможет

Наталкиваясь на молчание ребенка, родители чувствуют свое бессилие. Чем упорнее они пытаются проникнуть в мысли ребенка, тем более упрямым становится его молчание. Угрозы и упреки все только испортят. В этот момент путь к ребенку просто закрыт. Лучше всего для начала просто принять эту ситуацию – каким бы трудным это не казалось. «Разговоры – особенно о конфликтах – требуют времени и наличия приятной атмосферы» — объясняет Ян-Уве Рогге.

Тот, кто хочет проложить новый путь к своему ребенку, должен быть готов слушать. Только если у детей есть ощущение, что родители их действительно слышат, они открываются.

«Слушать» в этом случае значит дать понять: «Я интересуюсь тобой и твоим видением ситуации, я хочу узнать больше». И, наоборот, высокомерие – самый простой способ заставить ребенка замолчать. Зачем «предкам» что-то рассказывать, если они даже не пытаются понять?

Техника активного слушания

  • Смотрите на ребенка приветливо.
  • Дайте ему понять, то, что он рассказывает и чувствует, вас интересует.
  • Время от времени резюмируйте то, что ребенок только что сказал. Так вы узнаете, правильно ли вы его поняли. В то же время ребенок осознает, что вы на полном серьезе стараетесь уловить то, что он хочет вам объяснить.
  • Воздержитесь от комментариев и вместе ищите пути решения.

Вместо того, чтобы идти на конфронтацию, задавая Линусу прямой вопрос, откуда у него волчок, мама могла сказать: «Теперь у тебя есть волчок, который ты так долго хотел. Но, кажется, ты не рад». Возможно, из этого бы родился следующий конструктивный разговор:

Линус: «Нет, не особо»

Мама: «Что же случилось?»

Линус: «Йонас все время хвастался своим волчком. Я спросил у него, можно ли мне его взять ненадолго. Но он не хотел мне его давать».

Мама: «Тогда ты, наверное, очень разозлился?»

Линус: «Да, и я взял волчок без спроса».

Мама: «Но сейчас ты не рад».

Линус: «Мне очень стыдно, лучше я ему его отдам прямо сейчас».

На этом примере видно, к чему в идеальном случае приводит активное слушание: Ребенок чувствует, что его принимают и понимают – и находит решение своей проблемы самостоятельно.

И еще один пример того, как активное слушание выглядит со стороны:

По материалам Familienleben.ch.

Источник фото: Pinterest.com.

Видео: отрывок из т/с "Теория большого взрыва".

Мария
Комментарии: 2
  • Сейчас читают