Он должен быть фарфоровый. Он должен быть с ситечком. Он должен быть с удобными чайными парами или стаканчиками типичной китайской формы. При этом обратим наше внимание на современные дизайнерские комплекты.
В японском стиле: сервиз CHA
Существует легенда, что старейший чайный дом в Японии находился на дороге между городами Нара и Киото. Вдохновившись этим местом, итальянский дизайнер Федерика Капитани (Federica Capitani) совместно с немецкой фарфоровой фабрикой Rosenthal создала минималистскую чайную коллекцию.
Дизайнер Федерика Капитани (Federica Capitani) и ее сервиз CHA
Чайник, выполненный либо в «классическом» бело-глянцевом, либо в матово-бисквитном фарфоре черного цвета, привлекает к себе первоочередное внимание: правильная округлая форма перетекает в изящную ручку, скрывающую в себе отверстие-носик.
Чашки представлены в трех размерах. На их стенках дизайнер поместила пунктирный рельеф для удобного и тактильно приятного обхвата. Бамбуковые подносы, чаши и подставки-блюдца, дополняющие коллекцию, подчеркивают церемониальный характер чайного набора, но одновременно и придают ему визуальную теплоту.
В китайском стиле: сервиз WAN
В азиатской культуре уделяется много внимания церемониям заваривания и пития чая, так как сам процесс является не просто времяпрепровождением, а отражением внутреннего духа участвующих. Именно это и постарался отразить в своем творении для фабрики Rosenthal Studio-line молодой немецкий дизайнер Себастьян Херкнер, вдохновленный своим путешествием в Китай. Название фарфорового сервиза «Wan» в переводе с китайского значит «чаша».
Дизайнер Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner) и эскизы сервиза WAN
Чайный сервиз WAN имеет четкие округлые формы, что помогает максимально проявить вкусовые особенности чая. Дизайнер Себастьян Херкнер постарался объединить в одном проекте европейскую и китайскую культуру потребления чая. Он остался верен своему стилю объединения традиционных материалов (фарфор и стекло) с ясным языком современного дизайна и высоким уровнем удобства в использовании сервиза.
Сервиз Wan состоит из знакомых каждому предметов: чайника, чайных пар европейского типа, чайных чашек-стаканчиков, мисок, тарелок, молочника и сахарницы. При этом крышки чайника, а также рифленые блюдца сделаны из прозрачного стекла.
В комплект даже входят текстильные хлопковые ситечки для чайника и специальная чаша-подставка для них.
В европейском стиле: сервиз TAC Gropius
Чайный сервиз TAC Gropius действительно можно назвать культовым. Он был создан одним из основателей школы Баухаус архитектором Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) в сотрудничестве с фарфоровой фабрикой Rosenthal в Зельбе и впервые представлен в 1969 году.
Источником вдохновения опять-таки была выбрана китайская пиала, но упрощенная до самой простой «идеальной» формы половины шара. Именно она и стала отправной точкой в дизайне сервиза. Окружность «вписывается» в каждый объект сервиза: чайник, чайную чашку, блюдце, сахарницу и сливочник.
Первоначально планировалось производство кофейного и обеденного сервизов, однако сама форма привела архитектора к созданию набора для чаепития.
Вальтер Гропиус и Филипп Розенталь младший.
«TAC» является сокращением от названия студии дизайна The Architects Collaborative (Объединение Архитекторов), основанной Вальтером Гропиусом в 1945 году в Кембридже (Массачусетс, США).
Простой и лаконичный сервиз TAC изобилует множеством, на первый взгляд незаметных, деталей. К примеру, угол искривления и положение ручки на крышке чайника – результат множества проб и тестов. В итоге, беря чайник в руку и наливая горячий чай, есть возможность большим пальцем придерживать крышку. Очень удобно и естественно. Кроме того, при поднятии крышки также можно достать и фарфоровое ситечко, прикрепляемое к ней специальным способом.
Версия TAC в черном бисквитном фарфоре была, несомненно, идеей Вальтера Гропиуса и сразу входила в его первоначальные планы. Особое внимание было уделено эффекту противопоставления черной «матовости» блюдца белому сиянию глазури чашки.
Сервиз TAC Skin Gold
И по сей день чайный сервиз TAC не устаревает, представляя собой пример вневременной классики дизайна, где «форма управляет функцией», а функция приводит к выразительной визуальной изысканности. В 1992 сервиз был принят в постоянную коллекцию парижского Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Сервиз TAC Celebration (Bauhaus)
И хотя дизайн TAC Gropius уже через три года отметит свой полувековой юбилей, а его создатель уже почил, дизайнерское направление Rosenthal Studio-Line практически ежегодно «обновляет» сервиз различными декорами, привлекая к их созданию именитых, а последнее время и малоизвестных, но очень талантливых дизайнеров и художников.
Сервиз TAC BIG Cities
Как правило, Rosenthal AG представляет все свои новые коллекции с 12 по 16 февраля на международной выставке Ambiente во Франкфурте, однако уже 22 января на экспозиции парижской выставки Maison&Objet были — для затравки специалистов и ценителей фарфора — заявлены несколько новинок.
Одной из них и стал сервиз TAC Gropius в декоре Palazzo RORO от молодого британского дизайнера Эвелины Вишньовска (Ewelina Wisniowska), специализирующейся на работе с керамикой.
Безусловно, хорошо продуманный дизайн чайного сервиза поспособствует правильному раскрытию всех тонкостей этого культового напитка. И, как многие считают, оценить вкус чая можно, если медленно и неторопливо, наслаждаясь каждым глотком, пить его из фарфоровой чашки, которая является самой удобной и красивой именно для вас.
Источник фото: Rosenthal AG, www.at-centre.ru, federicacapitani.com, www.sebastianherkner.com, www.ewelina-ceramics.co.uk