![Oblozhka_1.jpg](https://www.yapokupayu.ru/assets/blog_posts/cover/deti-396c1846abfe6f9980f0c26a303a4b2c.png)
Не каждый ребенок способен рассказать родителям о проблемах с одноклассниками. Бывает школьник чувствует себя виноватым за то, что не может дать отпор обидчикам, потому старается пережить ситуацию самостоятельно.
Но внимательный взрослый способен распознать трудности и принять меры. О том, как определить, что сына или дочь обижают, и как поступать в таких случаях, рассказала основатель и идеолог петербургского центра психологической поддержки «Среда» Елена Смирнова.
Пропадают вещи
Если ребенка нельзя назвать в обычной жизни «машей-растеряшей», но в школе у него постоянно пропадают вещи — это тревожный звонок.
«Здесь важно отметить, речь идет не о том, что что-то пропало один раз. О проблеме можно говорить, когда это происходит систематически и ребенок возвращается домой после уроков неряшливым. Это указывает на то, что вещи забирают, а самого школьника толкают, пихают, принижают», — говорит Смирнова.
Чувство голода
Некоторые дети не едят в школе и даже не ходят в туалет в стенах учебного заведения. Все потому что бояться оказаться наедине с недружелюбными одноклассниками.
«Про этот признак говорят мало, но он очень существенный. Это можно понять, если ребенок, возвращаясь домой, сразу бежит в уборную или же идет на кухню, чтобы поесть.
В школе ему делать это некомфортно. Что касается еды, возможно, он боится, что у него отберут деньги или непосредственно продукты. А если говорить про туалет, то это замкнутое пространство, где нет учителей, следовательно, школьника могут закрыть в кабинке или еще что-то сделать.
Родителям такой ребенок боится об этом рассказать. Он стыдится этого, потому что считает себя виноватым за слабость и неспособность дать отпор», — говорит психолог.
Часто болеет
Когда ребенок не хочет идти в школу, но не может найти реальную причину остаться дома, ему помогает его организм. Это происходит на уровне подсознания, и человек просто заболевает.
«Это может вылиться в проблемы, например, связанные с пищеварительным трактом, или привести к ухудшению сна, да и просто ребенок начинает часто болеть. Только вылечился после ОРВИ, вышел, а через неделю опять на больничном.
Ребенок не хочет ходить в школу, ему там очень некомфортно. Срабатывает такой защитный механизм — психика выбирает то, где безопаснее и помогает остаться дома», — рассказывает Елена Смирнова.
Интроверт
Если ваш ребенок всегды был активным и общительным, но внезапно изменился и стал интровертом — это еще один повод задуматься о его школьной жизни.
«Есть люди, которые сами по себе интроверты, и им необходимо какое-то время побыть наедине с собой. В такой ситуации это нормально. Но когда человек внезапно становится замкнутым, закрытым и вообще не хочет разговаривать ни о чем, на это стоит обратить внимание, потому что его что-то сильно волнует», — советует психолог.
Всплески гнева
Когда ребенок становится раздражительным, начинает хамить, не стоит сразу это списывать на плохое воспитание или переходный возраст. Вполне возможно, что он так выплескивает негативные эмоции, которые накопились в школе.
«Очень часто ко мне обращаются с тем, что у подростка начался переходный возраст: заходит в комнату, сидит один, на любое желание спросить, что с тобой, огрызается, хамит или отказывается говорить, могут быть всплески гнева, раздражительность, слезы.
Но зачастую это не признак подросткового возраста. Не исключено, что у ребенка проблемы общении в школе. А его поведение — это выплеск эмоций, переживаний. На это стоит обратить внимание, особенно если совпадает несколько признаков», — рекомендует Елена Смирнова.
Перепады настроения
Бывает, что школьник вынужден подстраиваться под окружающих, потому что в том или ином обществе его не принимают как своего. Поэтому дома он может быть активным и общительным, а в школе тихим. Распознать это можно по его поведению. Например, после уроков ребенок ведет себя сдержанно, потом становится самим собой, а к вечеру настроение опять меняется.
«Еще один признак — сильные перепады настроения. Когда человек сам по себе общительный, активный, любознательный, а в школе его по разным причинам не принимают, (например, он выделяется какими то своими качествами или внешним видом), ему приходится притворяться и не быть собой.
Поэтому ребенок учится подстраиваться под обстоятельства. То есть, если его любознательность среди одноклассников не поощряется, он будет сидеть и молчать. Но рано или поздно это просыпается, чаще дома.
Человек приходит домой грустный, закрывается в комнате, а через час приходит в себя и начинает быстро всем все рассказывать. То есть, он компенсирует свое желание общаться и желание узнавать что-то новое.
Вечером, когда приходит время садиться за уроки, ребенок снова начинает замыкаться в себе, потому что уже представляет, что завтра снова в школу, где ему придется опять быть не тем, кто он есть», — объясняет эксперт.
Она также отметила, что такие перепады настроения могут привести к нарушению сна, бессоннице или же к страшным сновидениям. Поэтому очень важно вовремя обратить на это вовремя внимание.
Что делать?
Если у ребенка действительно проблемы с одноклассниками, в такой ситуации главное — дать ему понять, что он не один. Но идти в школу разбираться с детьми не нужно. Здесь необходимо соблюсти грань и решить проблему другим путем.
«Выяснить какая ситуация в школе, в классе лучше в разговоре с учителями. Желательно поговорить с несколькими, ведь один не составит целостную картину.
Если в ходе беседы родитель понимает, что преподаватель его слышит и он заинтересован как то изменить ситуацию, можно оставаться в этой школе. Но когда учитель никак не контактирует и становится ясно, что навряд ли что-то изменится, нужно забирать ребенка и переводить его в другую школу», — советует психолог.
Она также подчеркнула: родители никогда не должны говорить ребенку, что издевательства в школе — это нормально. Они не должны просить его потерпеть. В противном случае он вырастет с нездоровой моделью поведения, которая ни раз будет портить ему жизнь. Ведь в конечном счете любой из нас хочет вырастить здорового и счастливого человека.