Хотите вырастить успешную личность? Следите за словесными установками, которые даете детям в процессе воспитания. Если часто говорить ребенку хотя бы одну из шести приведенных фраз, то лет через двадцать ему придется раскошелиться на курс писхологической помощи.
1. «У тебя ничего не получится!»
Чем эти слова вредят: «Ты — бездарь!», «Руки не из того места» — такого плана фразы формируют в детях комплекс неполноценности и заниженную самооценку. В будущем это может вылиться в ощущение собственной никчемности, чувство беспомощности перед миром и обстоятельствами, повышенную тревожность.
Как поступить: если у ребенка что-то не получается — отступите. Развивайте в нем то, к чему у него есть очевидные способности, акцентируйте его внимание на достижение именно в успешной сфере. «Если вы будете работать над своими слабыми сторонами, вы станете посредственностью. Если вы хотите стать гением, совершенствуйте свои таланты» (актер Дж. Стейтем).
2. «Как ты мне уже надоел (достал)!»
Чем эти слова вредят: ребенок понимает это как «Я тебя не люблю, и ты мне не нужен». Малыш чувствует себя лишним, обузой, ненужной вещью, которую родители с удовольствием бросили бы. Он замыкается в себе, становится черствым и неуверенным. Как поступить: когда вы так говорите, то буквально распитываетесь в собственном бессилии. Поэтому для начала надо прийти в себя, успокоиться. Затем объяснить ребенку, что именно вам не нравится в его поведении, и предложить решение, которое устроит всех. Ребенок увидит свою значимость и поймет, что все в этой жизни решаемо.
Чем эти слова вредят: детские сомнения и неуверенность в себе, чувство вины и неполноценности — таков может быть результат сравнения в пользу взрослого человека. Эффект случится обратный: чадо не будет делать ровным счетом ни-че-го. Зачем? Если кто-то лучше, успешнее и талантливее. Как поступить: делитесь личным опытом и рассказами о преодолении трудностей и проблем, с которыми столкнулся и ребенок. Обязательно описывайте, как вам было непросто, но все равно в итоге все стало хорошо. Вдохновляющий родитель — лучший педагог.
Чем эти слова вредят: отмахиваясь от расспросов ребенка такой фразой, вы даете понять, что не настроены на беседу. Чадо слышит такой ответ постоянно? Спустя время он перестанет донимать вопросами и сделает вывод: чтобы стать умным, вовсе не обязательно быть любознательным и интересоваться миром. Надо только подождать — и знания автоматически придут без всяких там энциклопедий (школы, вуза). Как поступить: не знаете ответа на вопрос? Искренне в этом признайтесь ребенку. И предложите вместе поискать ответ в книгах или интернете.
Чем эти слова вредят: ярлыки — прямой путь к детской замкнутости, тревожности и неуверенности в себе. Такие дети с радостью высмеивают и дразнят своих товарищей в школе, любят мстить. Откажитесь от разрушительного сарказма и злых насмешек, если не хотите, чтобы дети вели себя именно так, как вы о них говорите. Как поступить: «Терпение, мой друг, терпение», — говорил Карлсон. Прежде чем что-то требовать от ребенка, проверьте: а насколько вы сами сообразительны, внимательны и трудолюбивы?
Чем эти слова вредят: «Ты заболеешь, упадешь, сломаешь...» — слова, которые учат бояться жизни и программируют на неудачу. Конечно, родители говорят их из лучших побуждений, дабы обезопасить ребенка. Но в итоге провал в любом начинании обеспечен! Ведь чадо будет опасаться успеха, не станет рисковать, познавать свои возможности и брать на себя ответственность. Зачем? Как поступить: объясняйте последствия неправильного поведения без привязки к ситуации с ребенком — «Одевайся теплее, в такой мороз легко простыть», «Бегай аккуратно и обходи люки». Тогда ребенок будет жить полноценно и учиться беречь себя и свою жизнь. 3. «А вот я в твоем возрасте уже все умел сам!»
4. «Вырастешь — узнаешь»
5. «Ты глухой (тупой, ленивый)!»
6. «С тобой случится что-нибудь плохое (несчастье)»
Растим детей грамотно: