Школьники меняют мнение о себе и о мире по пять раз за день — возраст такой, что уж тут поделать. Слишком легко они попадают под чужое влияние. Если говорим о родителях, то эффект увеличивается в сто раз — то, что сказали мама и папа может не только огорчить, но и отбить веру в себя, свести на нет стремление к хорошей учебе.
«Ну, в кого ты такой тупой и несамостоятельный?»
Ребенок в сотый раз подходит к вам с одним и тем же вопросом, на который не может найти ответ? А вам кажется, что он просто ленится понимать? Чаще это не так. Скорее всего, действительно, до него не доходит, как выполнять задание. И согласитесь, здорово, что ребенок подошел к вам за разъяснениями (пусть и в миллионный раз), нежели потопал в школу с невыполненным уроком. Как быть: устали вы или не устали, уделите, пожалуйста, время чаду. Справитесь сами — прекрасно! Нет? Репетитор в помощь! Он научит ребенка делать подобные (и не только) упражнения и задачи, чтобы потом школьнику было легче учиться, доступными словами объяснит правила. А главное — даст стимул постигать науки дальше.
Не надо вешать никаких ярлыков — мол, ребенок двоечник и неудачник. Может быть, на прошлой неделе у него была куча пятерок и четверок? А текущая очередная двойка или тройка привела вас в истеричное состояние. Ученик чувствует себя недопонятым и недооцененным, все его былые успехи сводятся к нулю. Напоказ — только промахи. Так зачем тогда стараться ради хороших оценок? Как быть: выясните, почему появилась плохая оценка: не понял, не успел, не получилось? Возможно, это просто случайность или недопонятый сложный материал. Таким образом, вы не обвините чадо в том, что он — лентяй и неуч, а вместе разберетесь и найдете решение.
Никогда не говорите ребенку, что кто-то лучше него. Так он чувствует, что ему просто-напросто бесполезно пытаться исправить положение, ведь он один такой «неудачник». Ровно так же не стоит и чрезмерно хвалить ребенка, говоря «Все глупые, один ты у нас такой умный!». Лучше сравнивайте его с ним же, а точнее с его прошлыми достижениями. Как быть: избежав подобных выражений, вы дадите ребенку почувствовать свою поддержку и веру в его силы, а это — важный аспект на пути к успеху в учебе.
Заниженное или завышенное самомнение ребенка затрудняют его жизнь и препятствуют полноценному личностному развитию. Но все же, слегка завышенная самооценка менее опасна: находится больше сил для преодоления трудностей, когда впереди есть цель. А если планку занизить, то и стремления преодолеть себя не возникнет. Зачем напрягаться, когда я и так у цели? Как быть: если у ребенка возникли трудности в учебе, обязательно помогите ему в тех предметах, которые он не понимает. Не оставляйте все, как есть.
Некоторые родители сквозь пальцы смотрят на полученную двойку по музыке или по ОБЖ. Порой даже ехидно восклицают: «Тоже мне… Предмет!». А выполнение домашнего задания по нему и вовсе не контролируется. Вы же не знаете, какие именно знания пригодятся чаду в дальнейшем? Да, и регулярная подготовка домашнего задания по любому предмету приучает ребенка к ответственности и дисциплине. Как быть: нет «ненужных предметов»! Каждый предмет развивает ребенка.«Опять двойка? Да ты просто не хочешь учиться!»
«Все дети справились, а ты не смог!»
«Не нужна тебе пятерка, достаточно и четверки!»
«Этот школьный предмет тебе точно лишний!»
Советы от детского психолога: как надо делать, а чего делать не стоит: