«Музей дома»
Как познакомить малыша с временами года, опираясь на произведения известных художников? Беседу по каждому сезону я составляю из нескольких постоянных частей – «музей дома», обсуждение репродукции, чтение стихотворений и творческая часть. Замечательно дополнить все это еще и музыкальным фрагментом.
Поскольку у нас у всех много дел и мало времени, теоретизировать я не буду, а лучше дам пример занятия, посвященного весне. Тем более что нынче она стремительно вступает в права.
Для этого занятия нам потребуются:
Репродукции
- Архип Куинджи «Ранняя весна»
- Исаак Левитан «Цветущие яблони»
- Альфред Сислей «Лужайки весной»
- Константин Ломыкин «Дети в весеннем парке»
- Исаак Левитан «Весенняя пора. Последний снег»
Аудиозапись
- Произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Песня жаворонка. Март»
Стихотворение
- Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»
Необходимо разложить репродукции картин и включить музыку Чайковского. Пусть ребенок познакомится с картинами под звуки чудесного произведения – получится такое многомерное пространство весны. А уже потом начинаем беседу, задавая вопросы и рассказывая.
Говорим о том, какая природа весной, особенности ее пробуждения – таяние снега, капель, день становится длинней. Напомним малышу о животном мире – птицы возвращаются, вьют гнезда, повсюду слышны их песни, животные выходят из спячки.
Спросим ребенка: а как изменится твоя жизнь, когда наступит настоящая весна? (длинные прогулки, игры в мяч на свежем воздухе)
«Тебе нравится весна? Художникам тоже! Многие из них передавали свое весеннее настроение, создавая картины».
Взгляни на это изображение, малыш («Дети в весеннем парке»). На первом плане ты видишь троих детей на дорожке парка. Приглядись, что лежит у ног ребенка, присевшего на корточки? Да, это скворечник. Наверное, ребята пришли в парк, чтобы повесить скворечник на дерево. Ты ведь знаешь, что весной возвращаются птицы, которые улетели в теплые края на зимовку. Теперь они вернулись, им нужны скворечники, чтобы завести птенцов.
Деревья еще совсем голые, на них не появились листочки. Значит, это ранняя весна. Зато снег почти везде растаял, остались лишь небольшие заснеженные участки, но и на них снег уже рыхлый и тяжелый. Это становится понятным благодаря оттенкам, которые использовал художник. Присмотрись, какого цвета снег? Да, от темно-синего и серого до ярко-белого. Сможешь найти где-нибудь на картине первую зеленую травку? Нет, ее пока тоже нет. Мы видим лишь прошлогоднюю траву, местами она желтая, коричневая, темно-зеленая. Но совсем скоро вырастет новая.
А над деревьями мы видим весеннее, радостное небо. А еще ярко светит солнце, ты видишь? Мы поняли это по теням от деревьев на земле. Под его лучами тает снег и просыпается природа! Ведь весна – это время пробуждения после зимы.
Какое у тебя настроение, когда ты смотришь на эту картину? Хочется скорее бежать на улицу, слушать звучание капели и пение птичек, как в произведении Чайковского».
Радостная палитра
Исаак Левитан «Весенняя пора. Последний снег»
Дальше смотрим другие картины и обсуждаем то, что видим. Можно поговорить о весенней палитре красок.
«Каждый месяц весны приходит со своей палитрой оттенков. В марте – чистое голубое небо, на проталинках черная земля, подтаявший снег, синие ручьи. Итак, это коричневый, синий, желтый, серый, черный, белый.
В апреле начинают распускаться листочки. Самая заметная палитра - все оттенки зеленого.
В мае цветут плодовые деревья: слива, вишня, яблоня, а вся земля будто ковром покрыта желтыми одуванчиками – желтый, розовый, белый.
Читаем стихотворение Евгения Боратынского «Весна, весна! как воздух чист!». Может быть, вы помните это полное энергии произведение еще со школы, оно начинается так:
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!»
А дальше творческая часть, которую обожают дети, – рисование, лепка, изготовление цветов из бумаги, кому что нравится.
Архип Куинджи «Ранняя весна»
И вместо небольшого заключения. Одна мама младшей школьницы мне сказала:
«Мы все считаем своих детей хорошо развитыми. Но мы бессознательно сравниваем их с ребятами из своего детства, а придя с ребенком в первый класс, обнаруживаем, что почти все дети очень развиты. Некоторые даже цитируют энциклопедии. Так что конкуренция среди детей немаленькая».
Вот так. И еще из отзывов:
«Вот эти беседы о картинах в раннем возрасте– хорошая фора для уроков русского языка, где по-прежнему много заданий по описанию картин. И еще. Становясь родителями подростков, только тогда понимаешь, насколько легко и просто можно было увлечь знаниями малышей в детсадовском возрасте. Больше сидишь с малышами – меньше потом гоняешь за уроки школьников».
Ну как, достаточно мотивирует?
Ваша Софья Тимец
Обложка: фрагмент картины Константина Ломыкина «Дети в весеннем парке»