Многие компании берут курс на экологичность не столько из-за заботы о планете, сколько из-за моды на все натуральное. А что? Пишем «органик продукт» на тетрапаке и наблюдаем, как стремительно на него растет спрос...
Гринвошинг, или «зеленый камуфляж», — это маркетинговая уловка, когда производитель намеренно обманывает покупателей по поводу свойств своей продукции. Движение набирает обороты наравне с популяризацией органических и натуральных товаров.
Исследование компании Nielsen, где участвовали люди из 60 стран, показало, что 55% участников опроса готовы переплачивать за вещи, безопасные для окружающей среды или созданные на экологически чистом производстве.
Но, согласитесь, легче просто покрасить баночку крема в салатовый цвет и снабдить ее яркой надписью BIO, чем что-то менять, вводить новые разработки, уменьшать отходы и выбросы, да еще и получать сертификаты?
Что делают компании, чтобы мы решили, что они — друзья нашей природы? Вот в чем проявляется гринвошинг.
Приставки «био», «органик», «эко», «фито» и т.п. в совокупности с зеленым цветом и деревом на логотипе 100% наведут на мысли о природе. Часто недобросовестные компании пишут крупными буквами полезные ингредиенты, а крошечными — не очень.
Товар презентуют как «экологически чистый» за счет одного полезного свойства, а про другие любезно умалчивают. Например, бумагу создали из этично собранной древесины, но про ущерб от остальных ресурсов и побочных выбросов не упомянули.
Допустим, надпись «полностью натурально». Хмм... Тот же мышьяк или ртуть тоже можно назвать натуральными (только вот они ядовиты).
Например, масло без холестерина или гречка без ГМО — это обманка. В растительном масле холестерина быть не может, да и в ядрице генетически модифицированных организмов не бывает.
Несуществующие экомаркировки, наклейки и другие «зеленые метки», которые ничего не доказывают, также относятся к гринвошингу. В помощь бесплатное приложение ECO Label (App Store или Google Play), которое подскажет, о чем говорит значок на упаковке.
Все больше российских компаний прибегает к зеленому камуфляжу. Например, известный бренд Master Fresh выпускает губки для мытья посуды с приставкой «эко». На деле это обычный поролоновый продукт, не отличающийся от себе подобных. Разве что чистящий слой сделан из агавы. Или бренд Eco botanica. Его еда вкусная и полезная, но на упаковках нет знака экологической сертификации.
Если вы только на пути к экоактивизму, повышайте осведомленность и читайте состав на упаковках. Чем больше вы знаете, тем лучше работает критическое мышление.
Здесь раскрывается вся правда о гринвошинге: бумажных пакетах, стаканчиках и биоразлагаемой упаковке.
Хотите позаботиться о природе? Тогда читайте наш материал: Мир спасет не красота: что такое zero waste и почему о нем нужно знать каждой женщине.