Голод и унижения: как жили и чему учились воспитанницы Смольного института

Что происходило за дверями закрытых пансионов благородных девиц?

Первое в России учебное заведение для женщин было создано в 1764 году. По указу Екатерины II в Санкт-Петербурге открыл свои двери Смольный институт благородных девиц. Так началась история женских образовательных учреждений, которые постепенно стали появляться по всей стране.

Екатерина II мечтала дать государству «образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Но что же происходило за дверями Смольного и подобных закрытых пансионов?

1. Мовешки и парфетки

Девушек в институтах делили на «плохих» и «хороших». Дерзкие и упрямые попадали в категорию «мовешек» (от французского слова mauvaise — «дурной»), послушные же и почтительные барышни становились «парфетками» (parfaite — «совершенный»). Важно было сразу зарекомендовать себя, ведь руководство частенько закрывало глаза на неблаговидные поступки парфеток, в то время как мовешки становились козлами отпущения. 

В тему: 4 совета из XIX века, которые стоит знать всем современным женщинам

2. Преподавали только незамужние женщины и некрасивые мужчины

Чтобы попасть на работу в Институт благородных девиц, женщина должна была иметь безупречную репутацию и быть незамужней. К сожалению, случалось и так, что классные дамы, будучи сварливыми старыми девами, срывали свои комплексы на воспитанницах, и особенно доставалось самым миловидным девушкам.

А вот мужчин в число преподавателей принимали неохотно, во избежание соблазнов и порочащих репутацию заведения ситуаций. Наибольшие шансы стать учителем благородных девиц были у непривлекательных мужчин: хромых, рябых или с иными дефектами внешности. Впрочем, это не мешало институткам то и дело влюбляться в своих наставников, какими бы некрасивыми те ни были.

Замужество тогда было главной целью в жизни каждой девушки, и советы на эту тему пользовались особым спросом: Как не остаться старой девой: советы девушкам XIX века, от которых волосы дыбом

3. Повальное обожание

Несколько десятков девушек пубертатного возраста, томящихся за закрытыми дверями пансиона, без каких-либо развлечений и связи с внешним миром... Неудивительно, что потребность в любви и внимании принимала у этих барышень гипертрофированные формы. Ученицы влюблялись в учителей, классных дам и друг в друга. У каждой пансионерки был свой объект обожания. Конечно, имели место и тайные свидания, и сцены ревности, и попытки покончить с собой, если «объект» не отвечал взаимностью.

Когда же в институт с инспекцией или покровительственным визитом приезжали высокопоставленные чины, истерия учениц становилась еще острее. Кусочки еды со стола гостей (особенно, если приезжал государь или члены его семьи) выкрадывались с кухни и засушивались на память. Если же удавалось раздобыть платок кого-то из царственных визитеров, то его разрезали на крошечные лоскутки, чтобы хватило всем, и носили на груди.

Правда, у мужчин в те времена были свои методы выбора «правильных» женщин: Книга, которую не продавали женщинам: уловки мужчин 1916 года, как выбрать жену

4. Система наказаний

Конечно, и речи не могло быть о том, чтобы пороть благородных барышень розгами или ставить их на горох. Тем не менее система наказания в институтах была, и целью ее было унизить учениц.

Так, неряшливые особы вынуждены были по несколько дней ходить в платьях с приколотым к подолу грязным чулком. В наказание за излишнюю болтовню на шею вешали огромный картонный язык. За непослушание приходилось носить передник из грубой матрасной ткани.

В отличие от мужских учебных заведений, в женских институтах не лишали еды за проступки, но в качестве наказания практиковался приказ есть стоя. Принимать пищу стоя считалась уделом падших женщин, и для порядочной девушки это было сильным унижением.

Насколько проще было бы бедным институткам, будь у них возможность прочесть советы нынешних психологов: Как нами манипулируют: 6 фраз, которые заставляют сомневаться в себе

5. Тяжелые условия жизни в институтах

Институток было принято считать изнеженными созданиями, но в реальности им приходилось жить и учиться в очень строгих условиях.

Температура воздуха в спальнях часто составляла 12-16°С, и выспаться под тонкими одеялами было очень сложно. Подъем в 6 утра, умывание ледяной водой, молитва, скудный завтрак, уроки, выход в церковь. Прогулки по расписанию, светские книги под запретом, из развлечений — рукоделие и музицирование.

Воспитанниц Смольного иногда выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно закрыв его для других посетителей. Письма родным проходили строгую цензуру, встречаться с родителями можно было два раза в год и исключительно под надзором классных дам.

А все для чего? Чтобы стать идеальной женой и хранительницей очага: Мужчина, за которого не стоит выходить замуж: советы 1930 года, которые актуальны и сейчас

6. Низкий уровень образования и слабое здоровье

Несмотря на благородные цели, во имя которых создавались женские институты, выпускницы отнюдь не блистали знаниями. Если в первые годы существования Смольного девушки изучали иностранные языки, историю, арифметику и даже архитектуру, то впоследствии акцент в обучении сместился на домоводство, танцы и музицирование. Не могли барышни похвастать и крепким здоровьем: скудная еда и жесткий распорядок приводили к нервным расстройствам, истощениям и депрессиям.

Тем не менее среди сотен учениц находились те, кто сумел закалить характер и проявить себя. Так, среди выпускниц Смольного были первая женщина-воздухоплаватель Прасковья Гагарина, разведчица Мария Закревская-Будберг, знаменитая арфистка Ксения Эрдели, поэтесса-футуристка Нина Хабиас, первая женщина-дипломат Дарья Ливен. Но, возможно, воспитанницы таких заведений добивались успеха не благодаря институту, а вопреки?

Героинь этой статьи, скорее всего, не сломил бы никакой женский институт: Бесстрашные леди: красивые женщины-шпионки, которые обвели весь мир вокруг пальца