Адепт гуманистического подхода в педагогике, директор школы неформального образования, учитель литературы и ведущий радиопрограммы «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер ругает школьную систему оценок давно и жестко — взять хотя бы его эссе «Изнасилование на пятерку».
Чем оценки не угодили известному педагогу? Все ж учились и выросли — и ничего. Давайте разбираться.
Простой пример. Двоечник сделал в диктанте 20 ошибок и получил двойку. Отличник допустил всего одну ошибку и получил четыре.
К следующему диктанту двоечник прилагает титанические усилия и вместо 20 ошибок допускает всего 8 ошибок, но снова получает пару. Отличник же играючи исправляет ту, единственную, и получает пять.
Вопрос: справедливо ли это? И есть ли благодаря этой системе оценок у двоечника хоть какой-то стимул продолжать стараться?
Почему дети не хотят учиться и что делать родителям — рассказывает Людмила Петрановская.
Современная школьная система оценок — 5-балльная, но по факту активно используют всего 4 отметки. Беда в том, что это огромное упрощение. Слишком много явлений нужно описать всего лишь четырьмя отметками: и содержание работы, и опрятность выполнения, и глубину мысли, и отсутствие ошибок, и еще много чего другого.
В результате учитель часто в начале и в конце стопки тетрадей ставит оценку немного по разным критериям, особенно если речь идет о творческих работах. Но не перепроверять же всю эту кипу и не исправлять оценки!
В 4-балльной системе оценок (как мы уже выяснили) — две положительные и две отрицательные. Иногда еще можно поставить «+» или «−», чтобы хоть как-то повысить дифференциацию — и это показатель косности такой системы.
Согласитесь, что 4 и 4− хуже отражают разницу, чем, например, 88 баллов и 72 балла. 100-балльная система дает гораздо больший простор для обратной связи учителю и для рефлексии — ученику.
Оценки, как и любой вид конкуренции, быстро «подсаживают», как на иглу. Они дают понять: если у тебя 4 и 5 — ты хороший, все остальное — ты плохой. Ругают дома за оценки, родителей не беспокоят сами знания и их качество.
Следовательно, достаточно показывать сами оценки, а не стремиться к знаниям. Например, можно банально списать. Можно подделать дневник. Можно со слезами уговорить учителя. Можно даже по-честному учить уроки, но не потому что это интересно, а чтобы получить пятерку чисто для коллекции.
4-балльная школьная система оценивания — это инструмент манипуляции, который к педагогике не имеет отношения. Она была бы лучше и гибче, если бы в ней было больше баллов, но еще полезнее — обратная связь.
Вместе с учеником разобрать, что получилось интересно, что было необычным и удачным, а над чем стоит еще поработать. Ведь мир именно так и устроен! Оценок нет нигде, кроме школы.
Школа и оценки последнее время сильнее волнуют бабушек, чем мам и пап. Что еще раздражает старшее поколение в современных родителях?