Екатерина II не зря считалась одной из умнейших женщин не то что своего времени, но и всей мировой истории. Многие ее идеи и принципы были поистине революционными — и те, которые касались управления государством, и «воспитательные», коими следовало руководствоваться в пестовании подрастающего поколения.
Вот несколько мыслей и правил Екатерины II из ее «Наставления о воспитании», прочтя которые, поневоле проникаешься уважением к педагогическим талантам императрицы.
Играя, дети моделируют жизненные ситуации, делают выбор и демонстрируют характер. Не стоит вмешиваться и ограничивать их в полете фантазии, лучше понаблюдать и узнать о ребенке что-то новое и интересное.
Увы, взрослые и сами частенько творят глупости: Достали: 5 типов родителей, которые бесят учителей
Лучший способ узнать, о чем думает или тревожится ребенок, — поговорить с ним. Не отмахиваться, не сетовать на занятость или нехватку времени, но выслушать и вместе порассуждать обо всем.
Сказать ребенку, что врать нехорошо, а самому при этом нет-нет да и позволить себе сказать неправду? Дети учатся на нашем примере, и грош цена тем наставлениям, которых мы сами не придерживаемся в общении с другими людьми.
О том, какие ошибки совершают современные мамы и папы: Великий Нехочуха: ошибки родителей, из-за которых дети ничего не хотят (и учиться тоже)
Мудрейшее наставление! Как важно ребенку знать, что его ценят, а его успехи замечают и делятся ими со всем миром! И как легко разрушить доверие маленького человека и лишить его эмоциональной опоры, ругая и стыдя в присутствии посторонних.
Принуждение никогда не рождает любви. Только покорность, но и ту — до поры до времени. А вот поощрение творит чудеса, пробуждая интерес, азарт и желание вновь отличиться перед значимым взрослым.
Вот и современные детские психологи говорят о том же: Дима Зицер: что не так со школьными оценками
Ничто так не убивает любознательность и интерес в ребенке, как демонстрация того, что у взрослых нет времени или желания отвечать на его вопросы. Внимание к тому, что значимо для малыша, вдумчивые ответы и совместные поиски информации пробудят в нем исследователя и укрепят эмоциональную связь с родителем. Не говоря уж об авторитете взрослого в детских глазах!
И снова не в бровь, а в глаз! Вряд ли можно сказать о бесполезности и даже вреде запугивания в деле воспитания подрастающего поколения точнее и образнее, чем это сделала Екатерина II 200 лет назад.
Страхом нельзя воспитать, это факт. История Мод Дидье тому подтверждение: Эксперименты с детьми: как родители-ученые спасали мир (или тешили эго)
Уговоры, эмоции, угрозы или торги неизбежно станут потерей времени, если перед вами стоит задача вытащить ребенка из гаджета или ограничить сладости.
Куда действенней будет обязать его играть или смотреть ролики не только тогда, когда он сам этого хочет, но и тогда, когда у него другие планы. Ай да Екатерина II, настоящий прирожденный психолог, не правда ли?
К сожалению, не всегда юных монархов воспитывали так мудро и тонко, как это делала Екатерина Великая: С горшка на трон: дети, которые стали самыми юными монархами в истории