Юлия Куманяева, приглашенный редактор портала «Я Покупаю» известна как успешный предприниматель: у нее два салона JKBeauty в Екатеринбурге, филиал в Санкт-Петербурге и четыре бюджетных студии «Кума».
В нашем первом интервью мы говорили с Юлей об ее детстве и родителях. А сейчас — честная история бизнеса, в котором работают исключительно сотрудники женского пола.
Юля, вы — девушка модельной внешности, которая руководит несколькими салонами красоты и продает франшизу в другие города… Как часто слышите, что бизнес подарил муж?
Совсем недавно во время моего выступления на ИННОПРОМЕ женщины в зале перешептывались: «По-любому муж открыл бизнес, а она умничает». Хотя в последнее время таких разговоров уже меньше — начали воспринимать как человека, который сделал себя сам.
Если бы вы запускали свой бизнес сейчас, летом 2019, все сделали бы так же?
Нет, сейчас я бы точно не стала заниматься салонным бизнесом: это очень энергозатратный бизнес, как и любой другой, где нужно общаться с людьми. Еще у нас работают творческие люди, у которых может не быть настроения. А если учитывать, что большинство бьюти-мастеров — женщины, мы получаем гремучую смесь творчества и женщин.
Чем бы вы тогда занялись?
Я бы ушла в инфо-бизнес в Интернете. Стала бы экспертом в какой-то области, завела блог, продавала курсы — это сейчас очень актуально. Ну а если бы не смогла сама создавать контент, занялась бы продюсированием.
У нас был мальчик-мастер по волосам, после которого я поняла, что руководить чисто женским коллективом намного проще. Например, некоторые рабочие моменты задевали его больше, чем женщин. В других ситуациях обижались девчонки, а ему было без разницы. Но сейчас, спустя время мы уже начинаем рассматривать резюме парней, но с осторожностью.
Сейчас все предприниматели говорят, как тяжело найти сотрудников…
Да, потому что много лентяев и тех, кто хочет безумную зарплату в самом начале карьеры. Третьи приходят к нам из салонов, где кроме самой работы от них ничего не требовали.
А какие у вас внутренние правила? Что требуете?
Наши должностные инструкции расписаны на три листа. Например, пока работаешь с гостем, нельзя брать в руки телефон. Есть скрипты, как отвечать на самые распространенные вопросы. Также важен опрятный внешний вид мастера: чистая голова, маникюр, здоровая кожа, минимальный макияж и т.д. И самое банальное — не материться и здороваться с каждым гостем, даже если он пришел к другому мастеру.
Вы сами ищете мастеров?
Не так давно я поняла, что нам нужен HR — специалист по подбору персонала. Но есть проблема: все знают, как подбирать бухгалтеров, а таких, кто понимает тонкости работы с творческими натурами — единицы.
Для этого нужен опыт. Например, я со временем начала специально опаздывать на собеседование минут на 20-30, чтобы сразу отсеять неподходящих мастеров. Были такие, кто вставал, посылал администратора и уходил.
Наши HR не разбирались в бьюти-индустрии, поэтому за время их работы мы потеряли большое количество мастеров: менеджеры некорректно доносили до соискателей информацию о перспективах развития. И наоборот, брали тех, кто нам не подходит по формату.
Наверное, наш темп и ритм работы оттолкнул HR: 1 кандидат за 2 недели нам не подходит. Вот они и не успели проникнуться нашей философией, отчего действовали по старому шаблону, который у нас не работает. Из-за этого начались большие сложности.
Какие?
Начался самый нервный период за всю историю JKBeauty. Я не спала ночами, много плакала, залетала на работу и сразу начинала всех ругать. А все из-за текучки кадров. Ведь коллектив видел увольнения, но не знал, почему так происходит. В итоге поползли слухи о закрытии бизнеса и пересуды о моей меркантильности… Мастера боялись потерять работу и сильно нервничали. А я не знала, как их успокоить и стабилизировать обстановку.
Сейчас уже все успокоилось?
Слава богу, да.
Как?
Сперва я осознала, что это страх контролирует меня, а не я — его. Поэтому нужно было успокоиться и выдохнуть. У меня это получилось благодаря маме и психологу. После этого я стала искать новые методы подбора персонала — что-то кроме Instagram и HeadHunter. Потом поговорила с каждым сотрудником и объяснила, почему мы расставались с теми мастерами. Помогло.
Юля, а стареньких мастеров было проще найти?
Старенькие были нужны не в таком количестве. Мы их брали по одному, и каждому я уделяла больше времени. Например, помню, как выглядела Зульфия, наш топ-мастер по бровям в начале работы — честно говоря, не очень. Было видно, что она хочет развиваться в профессии, но для этого ей нужно было поработать над внешним видом. Я долго мучилась, как это сказать покорректнее. В итоге просто отчеканила: «Зуля, ты хочешь расти, но прежде всего надо достойно выглядеть». Она тут же подхватила: «Даааа, конечно!» И вскоре разобрала гардероб со стилистом Татьяной Мошковой.
Свой первый салон Rapuzel вы продвигали через Instagram. Как поняли, что нужно делать ставку именно на эту соцсеть?
Нет, я начинала с «ВКонакте», а потом перешла на Instagram. Я не знала, что он выстрелит, просто у меня не было денег на платную рекламу, приходилось пользоваться исключительно бесплатными средствами пиара.
А какие ошибки допускали в самом начале?
Когда волосы на заколках стали хорошо продаваться, я подумала, что надо бы закупить товара на большую сумму, чтобы все было в наличии. Стала искать партнера. Мама тогда пыталась меня переубедить, говорила, что поможет папа. Но я против бизнеса с родственниками… поэтому пошла к подруге. Она вложила свои 50 или 70 тыс. руб., мы закупили товар, поработали вместе полгода и разругались в пух и прах.
Почему?
У нас была точка продаж, куда мы по очереди выходили как продавцы. А так как я не могу долго сидеть на месте, я могла часто отходить. На этой почве начались женские разборки, кто больше работает и кому сколько денег полагается. Но я рада, что спустя четыре года мы нашли в себе силы, чтобы встретиться и все обсудить.
В прошлом интервью вы говорили, что ваши сотрудники вам, как семья…
Кстати, это еще одна ошибка, которую я допустила в начале — выстраивала дружеские отношения с сотрудниками. В конечном итоге они перестали меня воспринимать как руководителя. И когда я начала соблюдать субординацию, коллектив зашептался: «А Куманяева-то зазналась, стала такой надменной…»
И еще я вспомнила третью ошибку — погружаться во все процессы, потому что в рутине невозможно развитие. Примерно полгода назад я поймала себя на том, что лезу абсолютно во все: от маркетинга до внешнего вида сотрудников. Я могла подойти к человеку в середине рабочего дня и сделать выговор. А это неправильно — все неприятные разговоры нужно оставлять на конец рабочего дня, чтобы дать человеку нормально доработать.
В общем, сейчас я наняла сильную управляющую, которая занимается всеми текущими делами. Поэтому я смогу больше посвящать себя маркетингу и генерированию идей.
Интервью основательницы Rapunzel studio: как с 20 000 рублей построить свою beauty-империю
Юлия Куманяева: «Я была очень застенчивым ребенком и в гостях просила только хлеб и воду»
Rapunzel studio для экономных: Юлия Куманяева открыла новый салон на ВИЗе
С плеча бойфренда или в золоте: как носят плащи уральские модницы