Иностранный язык детям. После трёх уже поздно?

Если начать слишком рано или слишком поздно, выбрать не того учителя — всё, полиглотом он не станет. Думаете, это правда? Давайте разберёмся, что на самом деле важно!

Чем раньше — тем лучше?

Иностранные психологи (Т. Элиот, Дж. Брунер, В. Пенфильд) настаивают на том, что способности человека к освоению языка с возрастом уменьшаются. Наиболее гибкими мозговые механизмы являются в период от 1,5 до 9 лет. Отсюда и теория, что чем раньше — тем лучше.

С другой стороны, отечественные преподаватели полагают, что оптимальный возраст для начала обучения — 8–9 лет. Не случайно как предмет в школе иностранный язык появляется только во втором классе.

Кто же прав? Истина, как водится, посередине. Ребёнок способен осваивать речь с поразительной скоростью: за 3-4 года он из бессловесного младенца превращается в рассудительного человека. Но есть одна важная особенность — это его родная речь. И тут, действительно, нет разницы, будет он учить русский, английский или китайский язык. Да хоть все одновременно! Но смоделируйте другую ситуацию, и вы поймете, что без ежедневного использования речь мертва: дети, попавшие в иноязычную семью, могут забыть свой родной язык за несколько лет! Очевидно, что естественная языковая среда — это одно, а искусственно созданная — совсем другое.

Опыт многих родителей свидетельствует: если нет возможности для погружения ребёнка в речевую среду, начинать изучение второго языка нужно не раньше, чем он сносно научится говорить

И уж точно не стоит начинать обучение, если есть логопедические проблемы. Сначала их следует полностью устранить.

Вреда не будет, а польза?

Но что делать, если очень-очень хочется? Если дочка знакомых рассказывает со стула стихи на английском, а сын подруги поёт китайские песенки? Можно ли тогда записаться на курсы, ведь вреда от них не будет?

Конечно! Главное понимать, что и пользы от заучивания стихов и песенок тоже не будет. А вот если заняться обучением серьезно — с грамматикой и постановкой произношения, проблемы могут возникнуть. Вплоть до полного психологического неприятия языка. Да, конечно, вундеркинды существуют, но ими всё же рождаются, а не становятся.

Курсы или индивидуальные занятия?

Все зависит от возраста ученика и его целей. Например, пятилетке больше подойдут игровые занятия в компании с ровесниками, а детям постарше лучше заниматься с преподавателем один на один.

Изучение языка — это труд. В развлекательной форме с ним можно разве что познакомиться, а для освоения в совершенстве придётся попотеть. Никому не нравится изучать скучную и сложную грамматику, зубрить слова. Но, увы — это единственный способ получить значимые результаты.

Групповое обучение нужно на этапе, когда язык достаточен для поддержания хотя бы простенькой беседы — это поможет преодолеть разговорный барьер

Минус занятий в группе в том, что у каждого ученика своя скорость. Если ребенок тормозит, у него будут психологические проблемы. Если опережает группу — уроки быстро наскучат.

Носитель языка или отечественный преподаватель?

Профессионализм преподавателя — вот, что главное. Конечно, любой носитель языка чему-то да научит. Но спросите себя: вы бы хотели, чтобы русский вашему ребенку преподавал дворник, строитель или водитель? Вряд ли родители мечтают, чтобы их ребенок освоил английский на уровне малайзийской горничной.

Конечно, если есть возможность воспользоваться услугами профессионального иностранного преподавателя, это очень хороший вариант. Пусть и не дешёвый. Если нет — лучше иметь дело с соотечественниками. Но с теми из них, у кого есть педагогическое образование и стаж.

В любом случае занятия с носителем лучше начинать, когда у ребенка уже есть достаточная база для поддержания разговора.

Итак, что должны понимать родители:

1. Чем старше ребенок, тем проще ему дастся изучение иностранного языка. Особенно, если есть мотивация.

2. Исключение из этого правила — билингвы. Для того, чтобы создать малышу языковую среду, не обязательно эмигрировать. Но ежедневное живое общение с носителем второго языка (это могут быть члены семьи или няня) быть должно. Тогда можно начать обучение хоть в три года. Всем остальным специалисты рекомендуют подождать до 8–9 лет.

3. Знакомство с языком в игровой форме допустимо. Просто надеяться на какие-то особенные результаты не стоит.

4. Популярные языковые лагеря — хороший и относительно недорогой способ погрузиться в языковую среду. Родители, всерьез озадаченные образованием своих детей, отправляют их туда ежегодно, не меньше, чем на три недели.

5. Заниматься с носителем языка лучше тогда, когда уже есть достаточная грамматическая база.
Правильный выбор преподавателя — залог успеха. Не со всеми иностранцами стоит иметь дело.

И ещё нужно помнить, что у каждого ребёнка свой темп, свои особенности и свои способности. Выучить иностранный язык может и взрослый. Но если отбить желание в детстве, вряд ли человек найдёт в себе силы возобновить обучение.

Иллюстрации: ensinamais.com.br, englishwell.biz, youtube.com, jackfit.blogspot.ru, britishcouncil.org, georgiabulletin.org