Джон Леннон и Йоко Оно были одной из самых неоднозначных и необычных любовных пар в творческом мире 60-70-х. Их отношения меньше всего напоминали классический любовный союз, тем не менее любовь британского музыканта и японской художницы навсегда вошла в историю.
В середине 60-х Джона Леннона, фронтмена культовой группы The Beatles, знал весь мир. Леннон купался в обожании поклонниц, у него была преданная жена Синтия и друзья-музыканты. Но 9 ноября 1966 года он встретил Йоко Оно, и прежняя жизнь потеряла для него смысл.
В тот день Джона пригласили на открытие выставки какой-то японской художницы. Говорили, что девица чужда условностей и собирается встречать гостей в открытом наряде из черной кожи. Леннон решил, что это может быть любопытно и отправился в галерею Indica, предвкушая пикантное шоу.
Переступив порог галереи, он был разочарован: черноволосая художница по имени Йоко Оно действительно была там, но в совершенно обычной одежде. Она расставляла экспонаты, и было непохоже, что посетителей ждет веселая тусовка. От скуки Джон прошелся по залу, рассматривая арт-объекты. Современное искусство в понимании Йоко Оно выглядело странно и непонятно: на одной подставке находилось яблоко, а рядом табличка с ценой экспоната — 200 фунтов стерлингов. Рядом — мешок с гвоздями за 100 фунтов.
«Я подумал, что все это какое-то мошенничество, — признавался позже Леннон. — Что за чертовщина? Я ожидал оргию, а тут все тихо».
Тут его внимание привлекла подзорная труба, стоящая на высоком постаменте. Ее окуляр был наведен на потолок — там виднелись какие-то буквы. Проклиная себя за потерянное время, Джон Леннон полез-таки наверх, чтобы прочитать надпись. Добравшись до трубы, он взглянул сквозь нее и увидел одно-единственное слово — «да». Это произвело на него такое впечатление, что Джон решил остаться.
«Только это «да» заставило меня остаться в той самой галерее, полной яблок и гвоздей, вместо того, чтобы уйти, сказав: «Я не собираюсь покупать эту чушь», — вспоминал он.
Когда музыкант спустился в зал, к нему подошла художница, вручила маленькую карточку со словом «Дыши» и, ни сказав ни слова, удалилась прочь.
Леннон был заинтригован и взволнован. А Йоко в тот же день записала в своем дневнике: «Наконец-то я встретила мужчину, которого смогла бы полюбить».
В течение следущих нескольких дней Джон Леннон регулярно получал послания от Йоко Оно. «Помни», «Танцуй», «Смотри на огонь до рассвета» — таинственность японки не давала музыканту покоя. За письмами последовали телефонные разговоры, за звонками — страстные встречи.
Жена Леннона, Синтия Пауэлл, не могла противостоять этому роману. Вскоре Джон оставил ее и сына и ушел к Йоко.
В 1978 году Синтия Пауэлл-Леннон сказала: «Я не обвиняю Джона и Йоко. Я поняла их любовь. Я знала, что не могу бороться с тем единством разума и тела, которое их объединяло. Йоко не отняла у меня Джона, потому что он никогда не был моим. Он всегда был особенным человеком, который делал то, что ему было нужно».
Йоко была полной противоположностью кроткой Синтии. Сильная, волевая, целеустремленная, она проповедовала идеи феминизма и сразу дала понять Леннону, что не будет довольствоваться вторыми ролями, несмотря на его мировую известность. Она разрушала стереотипы тех лет о роли женщин в обществе и семье, не боялась отстаивать свое мнение и ценила личную свободу. Джон был очарован, он с легкостью принял мировоззрение Йоко и считал, что встретил потерянную часть своей души.
«Я всю жизнь мечтал о женщине с черными волосами, широкими скулами, красивой и умной, — говорил он. — О женщине с душой свободного художника. О женщине, близкой мне по духу. О женщине, которую я когда-то хорошо знал, но потерял и не могу отыскать. Я встретил Йоко, и моя мечта воплотилась. Это единственная женщина, с которой мы похожи во всем. Спасение, наконец-то! Я ждал этого целую вечность».
Неординарность двух этих творческих людей не могла не наложить отпечаток на их совместную жизнь. 20 марта 1969 года музыкант и художница сыграли свадьбу на полуострове Гибралтар. Ну а затем началась феерия их экстравагантных совместных выходок (или творческих проектов — как посмотреть).
Джон и Йоко провели медовый месяц, лежа в кровати, в окружении фоторепортеров и антивоенных плакатов. Борьба за мир еще никогда не принимала такую пикантную форму! Вернувшись в Лондон, они запустили в небо 365 белых воздушных шаров с надписью «Ты здесь», сняли 30-минутный фильм, в котором Леннон не произнес не слова, только улыбался, выходили на улицы с плакатами «Войне конец», записывали совместные песни.
Жизнь с Йоко совершенно затмила для Леннона The Beatles и друзей-музыкантов. Кроме того, Пол, Ринго и Джордж не слишком симпатизировали Оно, и она отвечала им взаимностью. Каждый раз, когда Джон приводил ее на репетицию, это заканчивалось скандалом.
«Она ни черта не понимала в музыке, но указывала, как Полу петь, а мне играть на барабанах, — вспоминал Ринго Старр. — Мы были в бешенстве, но ничего не могли с этим поделать. Джон будто не слышал нас».
В 1970-м The Beatles распались. На Йоко Оно посыпались обвинения, фанаты группы возненавидели ее.
Однако спустя время Пол Маккартни сказал в интервью: «Можете быть уверены, Йоко никогда бы не смогла нас разрушить. По сути, на тот момент группа рассыпалась сама по кусочкам, и никто из нас не хотел предпринимать каких-либо действий по ее спасению. В силу молодости, в нас ключом били максимализм и гордыня. На самом деле, Йоко сумела показать Джону новую и прекрасную сторону творческой жизни. По сути, именно она помогла ему стать самостоятельным музыкантом».
В 1973-м Джон и Йоко решили какое-то время пожить порознь. Казалось, их творческим душам было слишком тесно в путах страстной любви. Йоко Оно со свойственной ей неординарностью и свободой от предрассудков предложила мужу, пока он будет не с ней, пожить со своей ассистенткой Мэй.
«Я начала замечать, что Джон стал очень нервным, поэтому я подумала, что нам необходимо немного отдохнуть друг от друга, — говорила Йоко. — Мэй Пан была очень умной и привлекательной женщиной. Мне показалось, что у них все должно сложиться хорошо. Новые отношения Джона не причинили мне боли. Я чувствовала необходимость в отдыхе. Мне нужно было пространство».
Впрочем, Джон и Йоко не смогли долго обходиться друг без друга и спустя полтора года вновь сошлись. 9 октября 1975 года, в день 35-летия Леннона, Йоко родила ему сына Шона. В течение следующих лет Леннон посвятил себя ребенку и домашним делам, а Оно занималась своими проектами.
Семейная идиллия Джона и Йоко продолжалась до 1980 года и оборвалась 8 декабря, когда безумный фанат Леннона, Марк Чепмен, застрелил его, подкараулив у дома.
В течение всех лет, прошедших со дня смерти Джона Леннона, Йоко Оно хранила его творческое наследие и не давала миру забыть о своем муже. Несмотря на трагический финал этой любовной истории, Джон Леннон и Йоко Оно доказали всем, что строка из песни «All you need is love» — не просто слова.
Наполеон и Жозефина: история любви, которая потрясает и спустя 200 лет
Сальвадор Дали и Гала: невероятная история любви художника и русской эмигрантки
Вместе навсегда: история любви королевы Елизаветы II и принца Филиппа