Как и почему цвета становятся модными

«В мире существует больше миллиона цветов, но выбрать один слишком сложно. Именно поэтому «цвета года» — это просто чушь. Цвет нужно выбирать в диалоге с клиентом или думая о том, как цвет может помочь рассказать ту или иную историю», — графический дизайнер Эдди Опара

Модельеры и дизайнеры, подобно демиургу, призваны придавать материи форму. Однако, прежде, чем начать кройку, необходимо определиться с ее цветом. Вот тут начинается самое интересное. Оказывается, именно в выборе основного элемента будущей вещи, модельер не до конца свободен – цвет и общая цветовая палитра задаются ему извне. В начале каждого года некая авторитетная организация, в буквальном смысле, назначает те цвета, которые будут актуальны в новом сезоне. Давайте разберемся, кто и на каком основании определяет, какого цвета одежду нам носить?

Pantone (Пантон)

Организация, определяющая актуальные цветовые гаммы для большинства отраслей дизайна – это Pantone. Располагается она в Нью-Джерси США. Основана в середине 60-х годов XX века Гербертом Лоуренсом. Основная его заслуга заключается в разработке и издании настоящей библии колористики, получившей название Pantone Color Matching System. Это пронумерованный справочник, снабженный оригинальным названием цветов. В последствии именно цветовые палитры Panton станут основным продуктом компании, предназначенным для работы дизайнеров и модельеров.

Самым интересным для нас является один из отделов Panton, так называемый институт цвета (Pantone Color Institute). Именно это подразделение компании занимается теоретическими разработками в области колористики. Причем, слово «институт» значится в названии неспроста. К теоретическим исследованием привлечены ведущие мировые психологи и физиологи. Именно они с помощью психологии и физиологии определяют, какой цвет можно назвать актуальным для того или иного года. В расчет берется социокультурные факторы, политическая и экономическая ситуация в мире. Проводятся десятки экспериментов по восприятию тех или иных цветов с группами подопытных добровольцев.

В итоге, после длительных обсуждений, принимается важное решение. На закрытой от прессы встрече собираются представители «цветовых комитетов» из разных стран. Именно им суждено определить основные цвета года, отдельно для мужчин и женщин. По этому поводу Литрис Айсмен, исполнительный директор Института цвета Pantone и глава комитета, который выбирает Цвет года Pantone, говорит: «Эти выборы — попытка собрать преобладающие в мире настроения в одном оттенке».

«Цвет года, — это организующий принцип и маркетинговый инструмент для дизайнеров интерьера, декораторов, флористов, иллюстраторов, производителей одежды, косметики — да хоть чайных чашек»

2016 — год розового кварца и голубой безмятежности

Для непосвященных может оказаться сюрпризом, что 2016 вовсе не год обезьяны, а розового кварца и голубой безмятежности. Именно, такие названия и цвета в начале года определил Pantone Color Institute. Вовсе не каждый календарный год удостаивается сразу двух цветов, так что 2016 стал своеобразным исключением. К слову, для 2015 года главным был один цвет – Марсала (приглушенный бордовый с коричневый подтоном).

Почему же именно розовый кварц и голубая безмятежность стали актуальны в 2016 году? Литрис Айсмен, обосновывает это так: «Выбор двойного цвета года создает баланс в хаотичности жизни, вызывает ощущение стабильности, постоянства, комфорта и релаксации».

Во многом выбор Panton объясним. Современный мир – это стресс в многообразии его проявлений. Человека разрывают на части политические и социальные неурядицы. Вражда и отчуждение стали неотъемлемыми составляющими жизни. Экспериментальным путем было установлено, что именно розовый кварц и голубая безмятежность могут подарить человеку ощущение стабильности, комфорта, домашнего тепла и уюта.

Выбор модельера

У читателя не должно создастся превратное представление о том, что выбор Panton – это истина, против которой нельзя пойти. Конечно, это не так. Цвета, определяемые Pantone Color Institute, всего лишь высоко квалифицированная рекомендация. Практика показала, что использование при создании коллекции одежды именно этих цветов позволят добиться наиболее высоких продаж. Таким образом, конечный потребитель подтверждает авторитетность Panton своим кошельком.

Однако, стоит помнить о том, что тот или иной модельер при создании коллекции может сделать с точностью до наоборот. То есть использовать цветовые решения, диаметрально противоположенные выбору Panton, и только выиграть от этого. Быть не в тренде — это большая смелость в мире моды, которая с лихвой может быть вознаграждена.

Ведущие модные дома уже более полувека имеют свои фирменные цвета, которые к настоящему моменту стали их визитной карточкой. Этот выбор обусловлен прежде всего внутренним чувством модельера, его знанием пропорций и формы. Хорошим примером является компания Tiffany&Co, которая уже много лет использует один и тот же цвет, разработанный дизайнером Полой Шер. До этого компания использовала несколько вариантов мятного, и каждый отдел компании мог решать, какой его оттенок использовать.

Выбор клиента

В итоге выбор цвета остается за конечным потребителем. Именно об этом в одном из последних своих интервью говорит Эдди Опара, дизайнер Pentagram, автор книги Color works, повествующей о том, как цвет используется в современном дизайне.

« Моя жена любит кукурузно-жёлтый цвет, и ей нравятся почти все жёлтые платья или ещё какие-то предметы одежды — это такое глубоко личное отношение».

Таким образом, не важно, какие цвета объявлены модными и актуальными, в конечном итоге мы выбираем ту или иную вещь, исходя из внутренних, глубоко психологичных и субъективных факторов. Шутка в том, что зачастую дизайнер может предугадать наш, казалось бы свободный и необусловленный внешними обстоятельствами, выбор.

Читайте также на портале «Я Покупаю»: