Сейчас кажется дичью: как воспитывали детей в СССР

Гулять без родителей с 4 лет, сдавать стеклотару, носить ключ на шее... Как воспитывали детей советские родители и почему все изменилось?

Сдавать бутылки, чтобы купить мороженое, журнал «Мурзилка», пионерский гимн... У каждого поколения свое детство. Как воспитывали детей сегодняшние бабушки и почему сейчас это кажется дикостью?

Тугое пеленание и одежда на вырост

Считалось, что выпрямленные конечности полезны для развития скелета детей, а еще тугое пеленание помогает детям крепче спать.

Сейчас педиатрия пришла к противоположным выводам: обездвиженные дети развиваются хуже, поэтому рекомендуют либо использовать свободное пеленание, либо вообще от него отказаться.

Еще есть ощущение, что пеленки связаны с дефицитом детской одежды и отсутствием подгузников. Дети постоянно писались, поэтому 40 пеленок, настроченных из бывших простыней, были разумным решением.

Кажется, отсюда же проистекает рекомендация доктора Спока покупать ребенку одежду на вырост: грудничку сразу костюм годовасика. Как хорошо, что придумали подгузники и больше нет проблем с детской одеждой!

Кормили по часам и давали соску

Соски-пустышки были у всех детей, их давали по двум причинам:

1. Так дети ведут себя тише, и вообще соска успокаивает (некоторых детей, но очень многих родителей).

2. Следствие кормления по часам. Дети не всегда успевали наесться и, конечно, орали от голода. Выждать время до следующего кормления помогала соска.

Вообще кормление по часам сейчас кажется каким-то адом. Очень жалко голодных детей и их матерей, которые вместе рыдали, дожидаясь кормления. Из-за того, что мамы редко прикладывали малышей к груди, у них снижалась лактация. Чтобы восполнить молоко, молодых матерей насильно кормили манной кашей и чаем со сгущенкой.

Сейчас в роддомах неонатологи часто выступают против соски вообще, пусть лучше ребенок висит на груди хоть круглосуточно: частое прикладывание младенца стимулирует лактацию. Логопеды не возражают против пустышек, но только до года — позже соска может испортить положение зубов (они будут в кучку), а с ними и речевой аппарат.

Жесткие методы борьбы с коликами

Колики и газы бывают у всех детей в возрасте от двух недель — это следствие развитие пищеварительной системы и перехода на новый вид пищи (с внутриутробного питания на молоко). Колики проходят сами по себе, но процесс болезненный — и малыши истошно вопят.

Раньше были в ходу следующие методы помощи:

  • ношение столбиком;

  • теплая пеленочка на животик;

  • укропная водичка (кстати, она все еще содержит алкоголь);

  • кусочек мыла в попу младенца, чтобы помочь прокакаться.

Что происходит сейчас? Столбиком носим, массируем и греем животик, выкладываем на живот перед кормлением, даем суспензии с семитиконом и пробиотики, используем клизму или газоотводную трубочку при запорах.

Хотя некоторые врачи до сих пор утверждают, что из-за трубочки ребенок не научится самостоятельно какать, а мальчик вырастет не той ориентации. Так что мракобесие неискоренимо!

Очень ранний прикорм

Родителям сегодняшних бабушек и дедушек в детстве крепко досталось: им выпали и годы войны, и эпоха индустриализации с тяжелой работой на заводах. Не до детей тут, конечно. К чему это привело в воспитании?

Детей начинали прикармливать очень рано — с месяца. Допаивали водичкой, давали по капельке свекольного сока. Месяцев с 2-3 кормили манкой. Сейчас у современных бабушек при взгляде на баночки с детским питанием загораются глаза!

Сегодня Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать прикорм с 6 месяцев, а детей на грудном вскармливании не допаивать водой вообще: все есть в мамином молоке.

Что касается прикорма, то сейчас выделяют два вида: педиатрический (баночки или самостоятельная готовка с вводом продуктов по схеме) и педагогический (микропробы с общего стола).

Раньше с малолетства и до зрелого возраста детей учили, что «тарелка любит чистоту» и «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Сегодня это называют пищевым насилием и крайне осуждают такой подход: пусть лучше ребенок научится понимать, когда он сыт, а когда — голоден, чем тупо съедает все, что не приколочено, а потом страдает от лишнего веса. Не совершайте ошибок в воспитании, которые ломают судьбы.

Иди в угол, а то получишь ремня

Раньше тему наказаний нечего было и обсуждать: были понятные приемы. Поставить в угол, выбросить раскиданные игрушки, отлупить ремнем. Кажется, и тогда они не слишком-то работали, а только учили детей хитрить и врать родителям, чтобы избежать порки.

Сегодня физические наказания осуждаются буквально всеми — от педагогов с психологами до прокуратуры (да, бить детей запрещено законом). На смену им приходит осознанность, принятие и диалог. Почитайте нашу статью о том, как быть, если ребенок не слушается, а бить нельзя.

Будь хорошим... в глазах других

Воспитание основывалось на идеях коллективизма и трудового героизма: все общее (так что делись), старших не перебивай и уважай, всем надо помогать, не привлекай к себе внимания, ничего не проси, не плачь, «ты мой, и все твое — тоже мое».

Об руку с этими требованиями идет манипуляция виной и стыдом, начиная от «за маму, за папу...» и заканчивая «ты мне такой не нужен! Будешь так себя вести — сдам в детский дом!»

Сейчас это воспринимается как неуважение к личности ребенка и родительское бессилие, неспособность взрослого человека справиться со своими эмоциями и овладеть ситуацией.

Современные родители стараются быть внимательными к потребностям детей, деликатно обращаться с их чувствами и самооценкой, беречь их границы. Но это настолько непривычно и нелегко, что развилось в родительский невроз и тревожность — об этом мы напишем в следующих статьях, так что подписывайтесь!

Трудовая дисциплина

Труд и образование гарантировали человеку профессию и кусок хлеба. Нынешние бабушки начинали работать по распределению, у них не было риска оказаться нетрудоустроенными. Отсюда установка: надо учиться (школа и обязательно вуз), а то станешь дворником или проституткой.

Сейчас отношение к школе и обязательному высшему образованию меняется. Многие подростки хотят после школы где-нибудь поработать, чтобы понять, какая профессия им по душе. Многие работодатели вообще не смотрят на диплом, а фраза «теперь забудьте все, чему вас учили...» стала общим местом.

Распределения больше нет, зато есть свобода выбора. Но и никаких гарантий.

Самостоятельность и свобода

Сегодняшних 30-летних «воспитывал» двор. С 4 лет дети гуляли самостоятельно, стайками. Играли в резиночки, классики, казаки-разбойники, ножички. Ели яблоки-дички и закапывали «секретики», прыгали по гаражам. Лет с 6 ходили в магазин с бидоном за молоком и сметаной. Сдавали бутылки и на собранную мелочь покупали мороженое. В 7 лет ребенку вешался ключ на шею — все, считай взрослый.

Сегодня такое в страшном сне не приснится! Не потому что тогда было плохо — многие родители с любовью и ностальгией вспоминают свое дворовое детство — а потому что страшно до чертиков.

Родители неустанно следят за отпрысками: донимают звонками и сообщениями, отслеживают по GPS, мониторят оценки в электронном дневнике. Дети все больше времени проводят в гаджетах, что очень сильно тревожит и родителей, и бабушек.

Патриотизм

С детского сада малыши учили стихи о вожде и знали день его рождения. Школьники стремились попасть в почетные пионеры и носить красный отутюженный галстук. А если успел побывать «октябренком», то юность удалась на славу.

Главной ценностью советского ребенка была любовь к Родине, служба Отечеству, ради которого и «даешь пятилетку за три года», и осваивать целину всегда готов.

Для современных детей Ленин — это широкая улица или площадь, где можно почилить. А ценности и партию каждый выбирает сам. Хорошо ли это? Время покажет.