Почти каждой маме известны ситуации, когда незнакомые люди начинают «причинять добро и наносить пользу»: воспитывать ребенка или его маму, стыдить, пугать, угощать...
Практикующий психолог, семейный системный психотерапевт Мария Кулакова комментирует истории реальных мам: как прекратить назойливое внимание прохожих, причем ответить людям экологично, понятно, эффективно?
Наталья, мама пятилетнего Мирона: «У меня ребенок с аллергией на многие продукты, ему нельзя сладкое. Даже если бы не это, я уверена, что лишний сахар нам не нужен. Поэтому меня бесит, когда кто-то на улице предлагает ребенку конфету.
Раньше я вежливо благодарила и забирала угощение со словами «съедим после обеда» — это не спасало меня от тоскливого взгляда ребенка. Не хочу ничего объяснять незнакомцам, тем более при Мироше акцентировать лишний раз внимание на состоянии его здоровья. Теперь я отказываюсь молча и отвлекаю сына».
Что ж, по опыту редакции принцип «нет конфеты — нет проблемы» вполне рабочий. Хотите проверить, насколько богат ваш арсенал воспитательных приемов? — пройдите короткий и весьма увлекательный тест.
Мария Кулакова: В отношении сладкого у взрослых старшего поколения много чувств. Они сталкивались с дефицитом, поэтому, мне кажется, для них это способ проявить заботу и внимание.
Возможно, стоит поговорить с ребенком напрямую: 5-летний малыш уже вполне может понять, что ему не все можно, и это нормально. И что мир к нему в целом добр. Мне чудится здесь грусть самой мамы, что ее мальчику не все можно. Возможно, об этом тоже стоит поговорить.
Мария, мама годовалой Ксюши: «Мы были в супермаркете, когда Ксюша попросила купить ей творожок. Я взяла с полки баночку «Агуши» и протянула ей подержать — мы всегда так по магазину ходим. Конечно, ребенок начал облизывать упаковку. Но я не против: считаю, что лишняя стерильность вредна.
Стоило мне отвернуться, как к малышке подошла какая-то бабушка и начала ее отчитывать: «фу-фу», «бяка» и «брось каку». Я подошла и сказала, что все в порядке, я разрешаю ребенку так делать. Бабушка попробовала отчитать меня, но я просто развернулась и ушла в другой отдел».
Мария Кулакова: В таких случаях, мне обычно помогает фраза «Спасибо за совет, но я знаю, что я делаю». Спокойного и твердого ответа бывает более чем достаточно, чтобы «поборник чистоты» стушевался и отстал.
Анна, мама трехлетнего Артема: «Мы долго гуляли и сильно устали, малыш замерз. Идем к машине, Артем плачет и просится на руки, но у меня нет сил его нести. Вдруг откуда ни возьмись подскочила женщина в леопардовой шубе, наклонилась над сыном и сказала, что заберет его, если не успокоится. Он взвыл!
Я, не контролируя себя, так рявкнула «Отойди от него!», что в радиусе 25 метров не осталось ни души. Подхватила ребенка на руки и понесла в машину — вот это адреналин!»
Мария Кулакова: Часто мы боимся показаться грубыми и резкими, поэтому готовы терпеть вмешательство в наше личное пространство. В данном случае мама Артема показала себя как настоящий защитник своего ребенка. Она не растерялась, отстояла право своего ребенка быть грустным.
Любовь, мама годовалых Саши и Вани: «У меня двойня, поэтому часто приходится ходить по городу с большой неповоротливой коляской. Столько оказывается добрых людей, которые хотят помочь мне с коляской! Но проблема, что «помощники» не слышат, что им говорят. Могут схватить коляску за передний бампер так, что он отваливается, или рывком без предупреждения хватают коляску спереди — и весь вес резко приходится на меня.
Поэтому я раньше вежливо улыбалась, благодарила и говорила, что мне не нужна помощь — это не работало. Теперь резко кричу: «Отойдите от моей коляски!» Да, невежливо, но каждая такая «помощь» мне слишком дорого обходится. Неужели нельзя просто спросить перед тем, как хватать и дергать коляску? Переживаю, что дети такое видят и будут думать, что так нормально общаться с незнакомыми».
У редакции возникла версия, а может, прохожие просто не понимают языка, на котором к ним обращается молодая мама — такое случается.
Мария Кулакова: У меня много сочувствия к мамам двойни, тройни, которые вместо адекватной помощи получают сложности, как в описанном выше примере. Мне хочется поддержать Любовь в ее желании делать так, как ей удобно, без страха нанести «травму» детям.
У ваших детей будет много возможностей увидеть разное отношение к незнакомцам, поэтому предлагаю не заострять внимание на этом сейчас.
А вас когда-нибудь атаковали прохожие, желающие пообщаться, дать совет или помочь без спроса? Как вы им отвечали?