Как растят самых толерантных детей в мире

О том, почему в Канаде предпочитают воспитывать родителей, а не детей, почему в Чехии почётно быть двоечником, и на каких традициях воспитываются лицеисты в Татарстане.

Страна свободных детей

В Канаде совсем ещё крохам объясняют значение, а главное, важность демократии. Малыши знают, что их мнение учитывают не только родители, но и общество — все окружающие люди, в том числе воспитатели и учителя.

Канадцы уверены, что «воспитание» в чистом виде — это дисциплинарный механизм, который подавляет свободу мнения и выбора ребёнка, ограничивает фантазию. В таком формате взросления дети плохо эволюционируют, ведь их учат всё делать так, как это раньше было у родителей, хотя мир уже изменился!

В Канаде верят, что, если ребёнку с рождения подсказывать верные ответы на жизненные вопросы, он становится умственно ленивым. Поэтому куда важнее, чтобы чадо фантазировало, думало и развивалось, а мудрые родители лишь аккуратно будут мотивировать ребенка на штурм знаний.

Поэтому с минуты, когда в семье появляется новорожденный, взрослые начинают воспитывать самих себя. А канадский учебник по «родительству» считается обязательной и почти священной книгой в доме.

Канадцы не только воспитываются невероятно свободными, но и вырастают такими же — независимыми и демократичными. Здесь ярче всего, чем в остальном мире, развито феминистическое движение, и большое количество семей с одним родителем. Так или иначе, нельзя не признать тот факт, что именно Канада по исследованиям ученых из трёх университетов была признана страной, где живут самые терпимые и толерантные люди в мире, которые воспитывают спокойных и уравновешенных детей!

Вне тестов и вне конкуренции

Взрослые чехи так дружелюбны и отзывчивы, что готовы здороваться с вами ровно столько раз за день, сколько вас видят. Однако они достаточно скупы в проявлении эмоций. Не повышают голос в ссоре, а вместо признания в любви сообщают: «мне очень хорошо с тобой». Зато чешские малыши растут в тишине и спокойствии, не умеют конфликтовать, редко ссорятся.

Как и в большинстве стран Европы, здесь не принято выставлять оценки ученикам вслух — так же, как и сидеть по двое за одной партой. Своей системой образования они очень напоминают финнов. Маленькие чехи с детства учатся быть равными, независимо от успехов, и они уверены в том, что в жизни нужно найти свое дело, которое будет удаваться тебе лучше других. Поэтому в Чехии отпадает необходимость «сверкать» высшими баллами по всем предметам. Чешская система образования позволяет детям искренне любить свою школу, не допуская мысли: «когда всё это наконец-то закончится».

В Чехии «единица» в школе — самый высокий балл. Соответственно, чешская «двойка» будет равнозначна нашей «четверке», а значит, быть двоечником в Чехии очень даже почётно.

Официально школа открывает свои двери для знакомства с родителями и будущими первоклашками в январе. Здесь принято приходить не единожды, как, например, у нас, а много-много раз, чтобы пообщаться с каждым учителем по отдельности, посмотреть классы и ознакомиться с расписанием.

Государственные школы в Чехии, в отличие от садиков, абсолютно бесплатные — в редких случаях родителям приходится докупать некоторые учебники и канцелярию, но это, пожалуй, всё. Самое интересное, что даже специализированные школы, например, языковые, не проводят тестирование среди учеников, а берут всех желающих.

Среда, полная взаимного уважения

Дети общаются не только с родителями, поэтому очень важно окружить их правильными взрослыми людьми: тренерами, учителями, преподавателями. И к их выбору подойти особенно внимательно.

В Академическом лицее им. Н.И. Лобачевского в Казани стараются уделять внимание каждому ребёнку. Опытные педагоги создают интеллигентную, творческую среду, полную взаимного уважения и принятия каждого таланта. Поддержка от учителей и друзей, несомненно, в будущем даст больше возможностей достичь успеха и выстроить гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

Как мы можем воспитать чувство уважения к истории культуры других народов? Ведь отношения между людьми разных национальностей бывают как дружественными, так и нетерпимыми. Воспитание толерантности начинается с малых дел. Чтобы быть более открытым к традициям, культуре другого народа, надо обязательно приобщиться к его истокам через танец, песню, костюм, национальную кухню.

Одна из интересных традиций Академического лицея им. Н.И. Лобачевского — в начале учебного года проводить праздник «Здравствуй, лицей!», где классы представляют разные государства или различные республики Российской Федерации. Ребята делают газеты, презентации с самыми яркими сведениями о достижениях, достопримечательностях и известных людях. Чтобы представить культуру народа, лицеисты исполняют народные песни и танцы.

В этом году мы посвятили свой праздник народам Поволжья. Какие были жизнерадостные казанские татары и кряшены, искромётные башкиры, весёлые чуваши, загадочные марийцы, степенные удмурты, задорные русские в исполнении учащихся лицея! Пусть выступления не столь профессиональны, зато сколько радости они подарили участникам и зрителям праздника. Истоки каждого народа обращают нас к вечным ценностям: доброте, щедрости, красоте. Каждый танец или песня — это приобщение к душе народа. Чем больше мы будем знать, понимать и ценить культуру других народов, тем больше будет в мире взаимопонимания и уважения!

Татьяна Вениаминовна Беспалова, директор и учредитель
ЧОУ «Академический лицей им. Н.И. Лобачевского»


Адрес: Казань, ул. Миславского, д. 8а
Телефон: +7 (843) 292-00-01
Сайт: allkzn.com
VK: vk.com/priglashaemvacliceum