Родители часто отправляют ребенка на развивающие занятия и секции, чтобы развивать мозг с ранних лет. Как правильно воспитать ребенка с «живым» умом, расскажут ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская и нейрофизиолог Наталья Бехтерева.
Татьяна Владимировна — эксперт в области нейропсихологии и психолингвистики, она становится частым и желанным гостем на интервью, передачах и конференциях, так как просто и интересно рассказывает о сложных и необычных процессах человеческого мозга.
О гениях
Некоторые родители хотели бы, чтобы их дети были незаурядными личностями. Черниговская предупреждает, что быть вундеркиндом — совсем нелегко, и задает вопрос родителям: «Правда ли вы хотите воспитать гения?».
Татьяна Владимировна говорит о том, что незаурядный ум — это не нормально.
«Разумеется, гениальность — не норма. Но одновременно с гениальностью может наблюдаться и реальная патология».
«Гением надо родиться, это бесспорно. Но, уже родившись гением, ты можешь им не стать, если не повезет. Если бы, условно скажем, Моцарт и Бах не оказались в музыкальной среде, то, возможно, никто бы и не узнал про то, кто они такие, кто родился. Понимаете, должно повезти».
Татьяна подчеркивает, что даже если у ребенка будут хорошие гены и предрасположенность к какому-либо занятию (математика, скрипка), этого может не хватить, чтобы вырос гений. Необходимо постоянно тренироваться, идти вперед и не зацикливаться на решении однотипных задач, подобных ЕГЭ.
«Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших».
О печальных случаях одаренных детей: В 9 лет студент, а в 30 — официант: истории вундеркиндов, у которых украли детство
О перестройке мозга для вдохновения
По словам эксперта, для того, чтобы в голову приходили гениальные идеи, мозгу нужно «отдыхать».
«Сейчас специалисты пишут: освободите мозг, дайте ему жить, как он хочет. Хочет бездельничать — пусть бездельничает. Хочет думать о глупостях — пусть думает о глупостях. Потому что все это лишь переключение в другой регистр, на другой тип мыслительной деятельности, которая в какой-то момент приведет к озарению».
«Думаю, это перенастройка мозга в сторону "дефолтного состояния". Если серьезного поэта, не рифмоплета, спросить, как пришли ему на ум те или иные строчки, он, скорее всего, ответит: "Сам не знаю. Посреди ночи проснулся, вскочил и записал. Утром смотрю — стихотворение"».
О воспитании миллионера и лидера
Необязательно воспитывать ребенка-гения, чтобы он был успешен в жизни. Черниговская подчеркивает, что важно развивать лидерские качества ребенка.
«Надо постараться с ним познакомиться, присмотреться к нему и понять, какой он. Это довольно рано видно, уже когда дети в песочнице играют, и один из детей буквально навязывает свою волю другим. Это и есть лидер».
Черниговская напоминает, что для успеха ребенка в какой-либо сфере, в эту сферу его сначала нужно погрузить и дать попробовать разные занятия, а из них уже выбирать только то, что радует. Тогда и родители, и чадо будут счастливы!
«Нужно дать детям возможность этого выбора. Если он никогда не рисовал, никогда не занимался музыкой, как вы собираетесь узнать, способен он к этому или нет?»
Еще можно узнать, как воспитывают детей миллиардеры: 5 правил, чтобы подняться без денег.
Советский и российский нейрофизик, руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева написала много книг о мозге и его особенностях. Наталья подчеркивает, что для развития мозга ребенку, прежде всего, нужны положительные эмоции и любовь, без которых просто никуда!
«Через всю жизнь проносит человек свое детство, и хорошо, если оно дает ему силу. Детям очень нужны любовь и радость. Ведь радость противостоит страху и унынию. Развеселите огорченного малыша, окружите его любовью».
«Человеку свойственно искать радость, это — неназванный биологический инстинкт выживания».
Наталья Петровна советует воспитывать в ребенке привычку находить положительное во всем, чтобы обеспечить баланс эмоций, который поможет мозгу развиваться.
Это непростая задача. Но у нас есть полезная статья об этом: Как найти общий язык с ребенком: 5 советов от психолога и мамы троих мальчиков, чтобы дарить ребенку положительные эмоции.