Знали бы советские родители, как все обернется, может быть, не были бы так строги к своим детям.
Тогда. Стоило мальчику запоздать со стрижкой, как в нем начинали подозревать идейного чужака. Все, начиная с обычных прохожих, делали длинноволосому юноше замечания. А строгие учителя могли и целую прядь ножницами отхватить с головы ребенка! Дело в том, что «патлы» в то время носили западные музыканты, а нам, советским людям, нельзя было их ни слушать, ни подражать им. Тлетворное влияние Запада, помните?
Сейчас. Нашим детям уже никто не запрещает самовыражаться. Девочки стригутся налысо, парни плетут косы. Конечно, в некоторых школах попросят «усмирить» сине-красный ирокез, но в целом границы дозволенного стали ощутимо шире. В современном обществе принято доверять ребенку: только прислушиваясь к себе, он сможет стать самостоятельной личностью.
Тогда. Советские педагоги считали перьевые ручки идеальным инструментом для обучения письму. Во-первых, писать ей легче, чем шариковой. Во-вторых, ее использование «ставило» руку. В-третьих, пишешь «в унисон» с дыханием, потому что частота нажатий на перо совпадает с сердечным ритмом. И коронный аргумент, конечно же, — идеальный почерк.
Побочный эффект использования перьевых ручек: хочешь написать аккуратно, будь добр, работай прилежно, внимательно и аккуратно. Это входило в привычку и формировало волевой характер!
Сейчас. Современные педагоги по-прежнему признают пользу письма перьевыми ручками, но никто не хочет «заморачиваться» с ежедневной заправкой перьев и чернильниц. Учителям попросту некогда отвлекаться на это, особенно в переполненных классах, где дорога каждая минута. Преимущество шариковых ручек очевидно: закончилась паста — берешь новую.
Любопытно, что эта рекомендация не канула в лету. В частных школах до сих пор в обязательном порядке проводят уроки каллиграфии. Значит, не такой уж бессмысленный был запрет на шариковые ручки, как считаете?
Тогда. В Стране Советов не принято было выделяться из общей массы. Девочкам (а мальчикам и подавно) запрещали приходить в школу с серьгами. Считалось, что украшения носят лишь богачи. А мы все помним, как к ним относились в то время. Только к началу перестройки школьницы смогли надевать в школу маленькие неброские серьги-гвоздики.
Сейчас. Золотом в ушах сегодня уже никого не шокировать ни в школе, ни даже в детском саду. Так же как и бижутерией: у детей в ушах «расцветают» цветы из страз и камней, «селятся» фигурки животных и то и дело встречаются тоннели (украшения круглой формы и большого диаметра). Хорошо это или плохо, судить не будем. Но не будем забывать, что скромность обычно украшает.
Тогда. Все должны быть одинаковыми. Леворукость в СССР считалась вредной привычкой, недостатком, который можно просто искоренить. Это сегодня мы знаем, что леворукость — проявление «гена левшей», открытого в 2008 году. Но 50 лет назад учителя и родители гнули свою линию. Ох и натерпелись же бедные дети! Левую руку привязывали к стульям, по пальцам «неправильной» руки били линейками, левшей высмеивали и считали изгоями.
Сейчас. Многолетние исследования и наблюдения, которые публиковали в том числе и в авторитетном издании того времени «Наука и жизнь», подтвердили: переучивать левшей нельзя — это сказывается на их здоровье. Заикание, головные боли, нервные тики и расстройства сна — лишь малая доля последствий коррекции леворукости.
Тогда. Школьная форма была прекрасным инструментом и помощником в уравнивании всех и вся. Дети были одеты, подстрижены, вышколены одинаково, под копирку. Стоило прийти в школу в обычной одежде, как в дневнике появлялось замечание. А то и отправляли домой переодеваться. Другими словами, у школьников не было выбора: они носили неудобную и колючую форму с первого по десятый класс. Удивительно, что короткий рукав был под запретом даже в жаркие дни.
Сейчас. Форма практически везде упразднена. Изредка можно встретить дресс-код в начальных классах или в частных школах.