Можно ли вылечить печаль шопингом? Мнение психолога о пользе покупок

Рустем Бадретдинов, врач-психотерапевт высшей категории, практикующий психолог, рассказывает о благотворном воздействии шопинга

Его только на первый взгляд можно назвать банальным процессом потребления, а на самом деле шопинг открывает нам новые грани жизни.

Все мы склонны мечтать, создавая собственную альтернативную реальность. И в этой реальности мы часто видим себя в новом образе, с сопутствующими ему атрибутами – одеждой, гаджетами, авто, домашней обстановкой. Поэтому шопинг – не что иное, как один из способов найти себя, выразить своё «я» посредством вещей. А еще он помогает нам открывать мир, познавая новые его грани.

Разумеется, между мужским и женским шопингом есть большая разница.

Мужчины рациональны, практичны и последовательны, поэтому осмысляют покупки гораздо раньше, чем оказываются перед витриной. Идя в магазин мужчина уже как правило определился, точно решил что именно он собирается купить и мало какие маркетинговые уловки способны сбить его с толку.

Он пришел за дрелью — он купит дрель. Он пришел за джинсами — он их и купит, и еще, скорее всего, точно такие же, как он носил последний год.

Мужчинам сложно понять женское сремление перемерить как можно больше

Женщины совсем другие. Не зря говорят, что мы с разных планет. Женское восприятие мира основано на чувственной сфере. Сегодня она может видеть всё в розовом свете, а завтра будет не в духе — и тогда ничто и никто не сможет ей угодить. Это охватывает абсолютно все аспекты жизни, включая ароматы, освещение, расстановку предметов в пространстве. Даже тот тетрис, который мы регулярно затеваем в квартире — перестановка мебели, во многом обоснована женской потребностью что-то поменять.

Так что для женщины совершенно нормально прийти в магазин без твердого понимания, чего она хочет. Потому что, выбирая, она оценивает не столько вещь, сколько свои эмоции — «мое или не мое». Мужчина смотрел бы на функции, «тактико-технические характеристики», а женщина прислушивается к чувствам, примеряется, насколько органична или притягательна для нее будущая покупка.


Шопинг, как правило, доставляет женщинам удовольствие.
Для мужчин же долгий процесс хождения по магазинам — мучение.

Кстати, с точки зрения психологии, склонность или, напротив, отвращение к шопингу может быть способом диагностики психического состояния. Если нам ничего не нравится, покупки вместо удовольствия вызывают разочарование — это веский повод обратиться к психологу. Если совсем ничего не равится, то это может свидетельствовать о субдепрессивном состоянии. И способ лечения такого расстройства — не в запретах, а в том чтобы разобраться в себе, как говорят психологи, «понять глубинную цель» существования. Шоппинг же может быть и лекарством.

Когда мы ощущаем дефицит радостных событий или эмоций, неудовлетворенность собой, делами, то возникает острая потребность в источнике позитива.

Отправиться за покупками — один из самых простых способов получить радостные эмоции. Та доза серотонина, которая выделяется, когда мы приобретаем желаемое, способна, пусть всего лишь на какой-то процент, улучшить состояние и поднять жизненный тонус.

Покупки, приобретения, впечатления, как и знакомства, вечеринки, походы складываются в копилку нашего хорошего настроения и вносят свою оздоровительную лепту. Шопинг заслуживает того, чтобы считаться одним из вспомогательных средств избавления от депрессии. И дело не только в «инъекциях счастья», которые мы получаем вместе с покупками, а скорее, в самом процессе глобального поиска и осознания своих потребностей.