Школа — самая частая причина конфликтов между родителями и детьми. Они не хотят учиться и ходить в школу, не хотят делать уроки, надо ли помогать с домашками, он таскает двойки, он хорошо учится и рыдает из-за любой тройки, а если ребенка там обижают и вообще начнется буллинг... У родителей уже устал дергаться глаз! Так что же со всем этим делать?
Типичный запрос современного родителя: «Как бы ему донести, чтобы он сам захотел сделать, как я хочу». Родители боятся настаивать, запрещать и расстраивать детей. Это ведет к попустительству и бесконечной тревоге о будущем ребенка.
Необходимо принять, что растить ребенка так, чтобы он всегда был доволен и при этом любил школу и вареные овощи, невозможно. Одна из задач родителя — научить ребенка справляться с разочарованиями, при этом не разрушаясь.
Словом, иногда расстраивать ребенка, настаивая на правильных вещах, можно. Людмила Петрановская официально разрешает. А еще рассказывает, почему же дети не слушаются и что делать родителям, чтобы не бить и не кричать.
Еще 20 лет назад ни у кого не возникало вопроса, зачем ходить в школу. Без школы не поступишь в вуз или ПТУ. Не получишь профессиональное образование — не получишь работу. Не получишь работу — не будет денег. Их и с работой-то не сказать, чтобы много было.
Сейчас это не так. У родителей нет проблемы содержать ребенка, образование не гарантирует работу и хорошего дохода. Многие школьники зарабатывают в тиктоках уже сейчас без всякой алгебры.
Родителям стоит признать архаичность школы и мировой кризис образования. Да, школа часто бывает скучной, неинтересной и непонятно зачем. Вместе с тем, школа — это не только скука. Это общение, интересные люди, возможность узнать новое о себе самом, научиться делать то, что не хочется.
И еще родители не могут отменить школу, поэтому ходить в нее придется — это требование закона об образовании. Психолог Екатерина Мурашова рассказала, почему дети не хотят учиться, а еще провела небольшое исследование среди детей о том, какой должна быть школа их мечты.
Родители часто транслируют один из трех видов эмоций по поводу школы:
Проваливаются в позицию жертвы — в школе всех обижают, там точно будет плохо, но мы ничего не можем поделать, поэтому будем страдать и ныть.
Позиция «не прогнемся» — школа суть неизбежное зло, но так надо, поэтому мы будем молча терпеть, сцепив зубы.
Позиция агрессора — пусть только попробуют что-то не так сделать, мы дойдем до Минобразования и прокуратуры!
Эти эмоции ребенок считывает и несет их в школу. Конечно, ему там не нравится!
Полезнее относиться к школе как к возможности, но не математике научиться (программа вообще неважна), а мета-навыкам, или softskills. Например, вот ребенок и неинтересная тема. Как он с этим справится? Сможет найти в ней интересное, сделает тяп-ляп, договорится с отличником? Это важнее и нужнее, чем математика.
У современных родителей столько сил и возможностей, что они успевают жить за своих детей. Люди верят, что есть какой-то правильный способ воспитания, который сделает ребенка идеальным: красивым, умным, успешным, послушным, здоровым и счастливым, в отглаженной одежде. Просто они этот способ еще не нашли. Отсюда и запрос «как сделать, чтобы он...» — никак, родители не боги.
90% родителей узнают домашнее задание за детей. Многие учителя пишут задания сразу в родительский чат, минуя самих детей. Ну, камон?! Ответственность может нести только кто-то один, и стоит отдать ее ребенку — это он учится, а не родители за него.
Доверить ответственность ребенку — одна из базовых ценностей метода воспитания Эстер Войжитски, у которой все три дочери в списке Forbes.
Зачем? Если для того, чтобы уроки были сделаны без ошибок, чистенько и на пятерку, то не надо. Потому что тогда родитель делает домашнее задание ребенком для себя, и оценку тоже получает родитель.
В процессе подготовки домашних заданий полезнее делать не на 5, а учиться мета-навыкам:
организовывать рабочее место и время;
научить учиться;
отделять важное от неважного;
бороться с прокрастинацией;
и др.
Вообще, обучение эффективнее строить в виде проекта, а не зубрежки набора знаний. Проект применим к любой сфере: от школы до ТикТока. Здесь вам и бизнес-план, kpi, работа с аудиторией, SWOT-анализ... Попробуйте смотреть на обучение с этой стороны, и вам будет что рассказать ребенку.
Если ребенок просит помочь — помогите, конечно. И помните, что помощь может быть разной: кто-то нуждается в объяснениях, кто-то — в организации и контроле, а кому-то надо напомнить собрать портфель. Держите в фокусе ребенка и его потребности.
Завершая разговор о школе и детях, Людмила Петрановская советует избегать крайних позиций. Нет такого: все пускаю на самотек или все жестко контролирую и регулирую. Можно по-разному. Заботьтесь, когда того требует ситуация.