Старшее поколение все чаще утверждает, что дети нынче пошли «атомные» — растут, опережая таблицы развития, а потому и подход к ним нужен особенный. Адепты раннего развития среди современных мам начинают обучать детей чуть ли не с пеленок! Хорошо, что методику каждая семья может выбрать, исходя из своих интересов и представлениях о правильном воспитании.
Эта методика — от практики к теории. Малыш решает массу интересных задач и познает цифры, буквы, формы, цвета. При этом отлично тренируется моторика рук, совершенствуется речь, мышление, воображение, память и логика. Игры Воскобовича всесторонне развивают личность. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко.
Игровые упражнения:
1. «Математические корзинки»
В специальные корзинки с разным количеством отделений малышу предлагают вложить вкладыши-грибы. Попутно идет сказочный сюжет: ребенок вместе со зверятами-цифрятами (Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими) собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет, у кого корзинки полные, а у кого нет.
2. «Забавные буквы»
Это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя — Орлекин, У представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин.
3. «Геоконт»
Популярная игра-конструктор. Это фанерная дощечка с гвоздиками, которые расположены в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различной степени сложности. Ребенок должен, цепляя резинки за гвоздики, создать заданные фигуры.
Вальдорфская школа направлена на развитие творческой стороны ребенка, а не на раннее интеллектуальное развитие (обучение письму, чтению или математике). Здесь вы не увидите телевизоры, телефоны и компьютеры. Упор делается на развитие личности ребенка.
Игровые упражнения: так как вальдорфская педагогика ориентирована на личность конкретного ребенка, то в ней нет четко разработанных упражнений и заданий. Это скорее философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате.
1. В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже на ткацком станке.
2. Там нет уроков рисования в общепринятом смысле — там есть игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.
3. Специальных музыкальных занятий в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.
Автор методики Алиса Самбурская считает, что музыка влияет на духовное и физическое развитие ребенка, регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление. Методика подходит всем детям. Заключается она в том, что обучающие занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.
Игровые упражнения:
1. «Числа-картинки»: во время упражнений на счет ребенка обучают визуально воспринимать числа. Например, при произношении числительного «два» предлагается визуально представить два предмета, а не цифру — считается, что так зарождается чувство числа.
2. «Зеркальное рисование»: положите перед ребенком чистый лист бумаги и дайте в обе руки по фломастеру или карандашу. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку.
3. «Колечко»: это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно соединять в кольцо с большим пальцем все остальные: указательный, средний. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими — с переходом от одной руки к другой.
Главная цель этой методики — помочь ребенку стать самостоятельным. Малышам дается установка на свободное развитие в том темпе и ритме, при котором получение знаний будет удобным и результативным для них. Родители и педагоги не сравнивают детей друг с другом, не устраивают соревнований между ними, а признают право за каждым ребенком быть собой. Дети учатся, приобретают жизненный опыт, навыки самообслуживания.
Игровые упражнения:
1. «Рыбалка»: наливаем в кастрюлю воды и кидаем туда мелкие предметы (шарики, пуговицы); малыш вылавливает их ложкой или половником.
2. «Сортировка»: делаем из пластилина шарики разного цвета и берем соответствующие им по цвету тарелки, чашки. Шарики складываем в одну большую миску и просим ребенка разложить их ложкой по цветным емкостям.
3. «Рисунок манкой»: в поднос, крышку коробки или любую другую тару с ровным дном и невысокими бортиками насыпьте тонким слоем манку и рисуйте на ней как на песке — пальцами, палочками, формочками.
Методика называется «Английский — мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом на английском языке, никаких оценок не ставят. Внимание уделяется становлению характера ребенка, поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.
Игровое упражнение: так как это не столько комплекс занятий, сколько способ учиться, стоит обратить внимание не на упражнения, а, например, на видео по системе Ховарда.
Гениями не рождаются: для воспитания ребенка необходимы усилия и любовь. Уделяйте своим отношениям с малышом больше внимания, чаще его целуйте и обнимайте. По мнению Ховарда, сердце и мозг связаны между собой. Поэтому процесс обучения будет проходить легко и радостно, если кроха будет знать, что родители всегда готовы его поддержать.