«Советское домоводство» утверждает, что сколиоз — это неправильное состояние спины, которое встречается у каждого второго (не важно, взрослый это или ребенок) и возникает из-за неправильного положения за партой в школе, лечится плаванием, ЛФК, массажем и кислородными коктейлями.
Вера Качурина, ортопед-травматолог: «Сколиоз — это заболевание, не просто нарушение осанки, хотя это и связанные вещи. Это трехмерная деформация позвоночника во всех трех плоскостях: помимо искривления в боковой плоскости возникает поворот тел позвонков по или против часовой стрелки, так называемая торсия. На сегодня никто так до конца и не знает, почему и как возникает эта болезнь, поэтому нельзя обвинять во всем парту или стол».
«Советское домоводство»: «Матери нужно усвоить: не дотрагиваться до ребенка немытыми руками. Залог здоровья ребенка — строжайшая чистота. И не забывайте стирать и гладить все белье».
Умар Хасанов, иммунолог: «Существует так называемая теория гигиены. Из нее следует, что аллергические реакции в современных мегаполисах проявляются из-за избыточной чистоты. Теория подтверждается тем, что у людей из стран третьего мира или ведущих асоциальный образ жизни аллергии встречаются крайне редко. Плохо, когда дома все дезинфицируется и кипятится ежедневно».
Генри Джонс, американский педиатр: «Если речь идет о заболевании — гастроэзофагеальном рефлюксе (содержимое желудка слишком часто поднимается вверх и срыгивается) — тогда да, подержать ребенка вертикально после кормления обязательно надо. В остальных случаях (их большинство) это не имеет смысла».
Бенджамин Спок: «У маленьких детей бывают периоды, когда они просыпаются в испуге ночью — и родители берут их в свою постель. Я думаю, разумно ни под каким предлогом не брать ребенка в родительскую кровать».
Людмила Петрановская, психолог, критикует идею оставлять детей одних: во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения избаловать были верны, то дети до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако, наблюдения говорят ровно об обратном: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».
Бенджамин Спок: «Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте трех месяцев. Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком». А мясо американский педиатр рекомендовал начинать давать с двух-четырех месяцев, причем подсаливать его.
Евгений Комаровский, детский врач, предлагает вводить мясной прикорм в 8–9 месяцев. А сок не раньше года: эта жидкость очень агрессивно ведет себя по отношению к нежной слизистой детского желудка. К тому же микрофлора кишечника формируется только к шести месяцам. Уже сейчас многие современные гастроэнтерологи рассуждают о связи начала прикормов и состоянии ЖКТ у человека.
Бенжамин Спок: «Если ребенку уже месяц, если он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком, как только он пошевелится, а дать ему поплакать 15–30 минут, после чего он, может быть, уснет снова. Если он не успокаивается, попробуйте дать ему теплой воды. Если же через полчаса он снова отчаянно плачет, то проще накормить его; но попробуйте проделать то же самое через неделю или две».
Евгений Комаровский, детский врач, подчеркивает, что советы обязательно делать перерыв в кормлении ночью направлены против естественного вскармливания. Если мама будет упорствовать в стремлении не кормить кроху по ночам, то рискует быстро лишиться молока. Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка. В дальнейшем у таких детей снижаются способности к запоминанию и обучению, нервная система становится гиперактивной, а организм слабым.
А какие советы старшего поколения кажутся вам устаревшими? Пишите в комментариях!