Прежде чем показывать ребенку новый мультфильм, задумайтесь, а что даст ему эта сказка? Какие ценности может привить вашему малышу? Мультиков много, но далеко не все они одинаково полезны.
Психолог, г. Краснодар
Пройдемся по некоторым популярным мультикам и объясним, почему все же малышам не стоит их смотреть.
В «Холодном сердце» показан очень долгий сюжет одиночества и тоски. На подростка этот мультфильм не окажет негативного влияния, а вот дошкольника может привести к депрессии. Все потому, что маленькие дети не смотрят историю целиком, а погружаются в каждый эпизод отдельно.
Мультик «Маша и Медведь» включает ребенку чуть ли не каждая мама. Сегодня эта картина стала головной болью для психологов, а все потому, что по своему содержанию она подростковая, как, например, «Том и Джерри».
Перед нами хулиганка без роду и племени, которая активно издевается над ранимым и трепетным Медведем. На экране это вызывает смех, поэтому дети пробуют повторить подобное поведение в детском саду, но там почему-то никто не хохочет. Забавные издевательства над лирическим героем могут быть понятны и смешны взрослым или подросткам. Родители же думают, что этот мультфильм для малышей, включает его и тем самым травмируют психику чадушек.
Да, он обладает своей неповторимостью, отличным юмором и даже пропагандирует семейные ценности, но минусом — возрастной ценз 6+, который по факту значительно выше присвоенного изначально.
В мультике недетский юмор, есть жестокость и насилие, нарушены каноны женственности, разрушены традиционные сказочные мотивы, что негативно может повлиять на формирование психики ребенка. Если вместо 6+ поставить возрастной рейтинг 16+, контексты кардинально изменятся. «Шрэк» — это мультфильм для взрослых, а детям его, по причине содержания и неоднозначных шуток, смотреть не рекомендуется.
Вспомним не менее известные истории про богатырей, которые на самом деле сильно бьют по системе ценностей малыша, разрушая образы мужественности. В славянской культуре эти персонажи — своеобразные супергерои, образцы для подражания. В мультфильмах же их характеры даны в упрощенном и ограниченном виде. Практически все проблемы герои решают только с помощью силы, подчиняясь хитрому и жадному князю.
Тут только родителям решать, показывать этот мультфильм своим детям или нет. Просто задайтесь вопросом, какие ценности вы хотите привить малышу: проблемы нужно решать только силой или говорить о возможности диалога, переговоров?
В каждом персонаже присутствует конкретный набор качеств, который не выходит за рамки своего образа. Хорошее в мультике то, что герои заботятся друг о друге, выполняют домашние поручения. Минус в том, что персонажи не развиваются от серии к серии. Через мультфильм транслируется модель поведения в семье, в которой дети постоянно пакостят друг другу, шантажируют и ябедничают.
Если вам интересно, какие популярные игрушки, могут навредить ребенку, прочтите нашу статью.
Некоторые истории формируют мировосприятие детей благодаря героям, и тут возникает проблема: девочки учатся, как должна вести себя настоящая леди, а мальчики в будущем ищут похожую на них спутницу жизни.
В нынешних мультиках образ женщины лишен скромности и романтики. Героини и выглядят совершенно одинаково. Отсюда складываются стереотипы внешности и образцы для подражания. В реальности эта «красота» выглядела бы уродством: огромные глаза, узкая талия, непропорциональное телосложение, но девочки будут стремиться к такому обманчивому облику, а мальчики его и вовсе никогда не найдут.
В современных мультфильмах практически отсутствует образ матери, которая была бы молода, полна сил и счастлива. Есть лишь отталкивающие персоны, которые обычно несчастны, некрасивы, озлоблены, что явно глушит у девочек желание заводить семью. Исключения составляют некоторые сюжеты о животных, где мама детенышей бережно заботится о своем потомстве.
Яркий пример истории из принцесс «Диснея» — это Золушка, у которой умерла мать, и отец женился второй раз на противной даме. Он позволяет ей обращаться с дочерью как со служанкой и не перечит новой жене. В сказке есть два взрослых женских образа: волшебница-крестная, которая помогает Золушке в момент ее полного отчаяния, и злая мачеха — толстая, некрасивая, с ужасным характером.
В сказке «Белоснежка и семь гномов» снова повторяется тенденция выбирать в мачехи отъявленных мегер. Не удивляйтесь, если ваши дети, вне зависимости от причин развода, будут ненавидеть новую жену отца — в их сознании она будет ведьмой, которая спит и видит, как их извести.
При выборе мультфильма в первую очередь следует обратить внимание на персонажей, так как иногда дети не понимают, кто именно является героем современного мультфильма: человек, животное, машина, робот или инопланетянин. Тому примеры — «Губка Боб», «Покемоны», «Герои в масках».
В этом возрасте психика очень гибкая, а значит, неправильно выбранный мультик может вызвать необратимые изменения. Я рекомендую начать знакомство с ТВ с советских мультфильмов, так как в них заложены простые истины и очень понятная анимация. Правда, некоторые современные родители могут с этим поспорить: мама может считать, что в мультике «Муха-Цокотуха» много страшного: там Паук «руки-ноги Мухе веревками крутит» и кровь из нее пьет. Она не хочет, чтобы ее дети слушали про такие ужасы.
Сюда же «Варежка» — очень грустная лента: жестокая мама отказывается покупать девочке собаку, и та от горя играет с варежкой, как с питомцем. Психологи удивляются, как эта нежная и добрая картина о том, что важно прислушиваться к чувствам, о целительной силе детской фантазии кажется сегодняшним родителям слишком жестокой!
В младшем дошкольном возрасте важно правильно распределить положительных и отрицательных персонажей. Мне нравятся эти мультфилмы: «Три поросенка», «Паровозик из Ромашково», «Грибок теремок и другие сказки Сутеева», «Как львенок и Черепаха пели песенку», «Лягушонок ищет папу», «Умка», «Умка ищет друга», «По дороге с облаками».
В старшем дошкольном возрасте также главным остается деление на добро и зло. Для старших дошкольников желательны к просмотру: «38 попугаев», «Варежка», «Каникулы в Простоквашино», «Малыш и Карлсон», «Умная собачка Соня», «Про домовенка Кузю», «Петсон и Финдус», «Винни-Пух», «Приключения Буратино» и многие другие.
В младшем школьном возрасте ребенок уже может воспринимать сложные моральные конфликты, сопереживать положительным персонажам, которые находятся в определенных обстоятельствах. В качестве примеров приведу следующие мультфильмы: «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Питер Пэн», «Старая игрушка», «Балерина на корабле», «Длинный мост в нужную сторону», «Следствие ведут колобки», «Бременские музыканты» и др.
В подростковом возрасте ребенок уже может смотреть картины, где раскрываются моральные проблемы, поднимаются сложные вопросы. Подростку я бы посоветовала ленты «Девочка, покорившая время», «Старик и море», «Шепот сердца», «Адажио», «Конфликт», «Моя любовь», «Бумажный роман», «Ветер крепчает».
Итак, каждый раз, когда решитесь включить своему малышу тот или иной мультфильм, задумайтесь, что получит ребенок, посмотрев эту сказку, какие образы он сохранит в своей памяти и чему научится? Ведь только вы в ответе за то, что смотрят ваши дети.
Читайте также: Дети любят, психологи не советуют: мультики, которые негативно влияют на развитие (а все их смотрят).