Непрерывно рожали и работали: как жилось на Руси невесткам

Злоключения женщин в мужниных семьях.

Пока власть в стране не перешла к Советам, внедрившим индустриализацию, подавляющее большинство людей в России жили в деревнях. Если о жизни крестьянских мужчин мы имеем кое-какие представления, то о женской доле известно куда меньше. Пока девочка жила в родительском доме, она считалась собственностью отца. Но выйдя замуж, 15-16-летняя девушка попадала в дом мужа. И там начиналась ее новая, весьма незавидная жизнь.

Работа 24/7

Известно, что, выбирая жену, деревенские мужчины смотрели не на перси с ланитами, а на выносливость и физическую крепость девушки. Потому что в дом брали, прежде всего, работницу, которая должна была отрабатывать каждый съеденный кусок и безропотно выполнять множество нелегких обязанностей: ходить за скотиной, готовить, носить воду, прясть, чинить одежду, обслуживать мужа и его родителей. День замужней крестьянки начинался затемно, а заканчивался за полночь. О здоровье и безопасности женщин никто не думал — они попросту не представляли особой ценности.

«Воспитание» силой

Женщину в те времена «воспитывали» исключительно избиением, и это было привычно и понятно. На смену кулакам отца приходили кулаки мужа, мужниных братьев и свекра. В воспоминаниях одного из земских начальников XIX века написано: «Горе той бабе, которая не очень ловко прядет, не успела мужу изготовить портянки. Да и ловкую бабу бьют, надо же ее учить». Покалечить женщину не боялись: подумаешь, баба! За насилие не осуждали, добиться наказания для изуверов не представлялось возможным, да такое и в голову никому не приходило. 

Носить и рожать

Первого ребенка крестьянки рожали в среднем в 16-18 лет, а к 40 годам женщины, как правило, теряли способность к деторождению из-за тяжелого труда и болезней.  В акушерском отчете Тамбовской губернской земской больницы есть следующие записи: «Евдокия Мошакова, крестьянка, 40 лет, замужем 27 лет, рожала 14 раз»; «Акулина Манухина, крестьянка, 45 лет, замужем 25 лет, рожала 16 раз». 

Давала ли беременность хоть какое-то послабление измученной женщине? Беспокоился ли кто-то о ее состоянии? Достаточно вспомнить Булгакова в бытность его земским врачом: «Ты что же это, мать, лучшего места не нашла рожать, как на мосту? Почему же на лошади не приехала? Она ответила: Свекор лошади не дал. Пять верст, говорит, всего, дойдешь. Баба ты здоровая. Нечего лошадь зря гонять... — Дурак твой свекор и свинья, — отозвался я».

Отношения со свекром и свекровью

Ни одна женщина, приходя в дом мужа, даже не надеялась обрести там «вторую маму». Веками и поколениями было заведено: невестка — бессловесная и беспрекословная раба родителей мужа. Свекрови и золовки понукали невестками, заставляли их отрабатывать каждый кусок со стола. Свекры и девери имели полное право избить за малейшую провинность, а то и принудить женщину к удовлетворению собственной похоти — нравы в деревнях были свободные, а никаких прав у женщин отродясь не было.

Да, жизнь крестьянок, забитых, необразованных, была на редкость тяжела, но и образованным барышням в те времена жилось не намного слаще: Голод и унижения: как жили и чему учились воспитанницы Смольного института