Эксперименты с детьми: как родители-ученые спасали мир (или тешили эго)

Некоторые эксперименты спасли человечество, а некоторые поражают жестокостью.

История мировой науки немыслима без открытий, сделанных опытным путем. Но иногда объектами экспериментов становились дети, причем с согласия родителей. Более того, порой мамы и папы и были экспериментаторами! Мы расскажем о самых известных (и бессердечных) опытах, которые проводились над детьми.

Эдвард Дженнер заразил сына оспой

В конце 18 века английский медик Эдвард Дженнер выдвинул гипотезу, что человек, переболевший коровьей оспой, гораздо легче перенет более тяжелую форму, поражающую людей. Чтобы доказать это, Дженнер решил задействовать... собственного сына 5-летнего Эдварда-младшего.

Ученый недрогнувшей рукой заразил малыша вирусом оспы через свежий порез на руке, а после того, как мальчик выздоровел, отец заразил его еще раз уже «человеческим» вирусом. К счастью, все закончилось хорошо, и эксперимент над маленьким Эдвардом помог человечеству бороться со смертельной болезнью.

Хорошо, что Эдвард Дженнер не ошибся. Ведь ошибки докторов и педагогов порой дорого обходятся следующим поколениям: Теперь мучаемся: в чем ошибались знаменитые педагоги прошлого

Элиэзер Бен-Йехуда заставил сына выучить мертвый язык

В 1881 году ученый Элиэзер Бен-Йехуда эмигрировал в Палестину и обнаружил, что на священной еврейской земле никто не говорит на едином древнем языке — иврите. Бен-Йехуда задался целью возродить иврит, который к тому времени считался мертвым языком и использовался только для богослужений.

Ученый решил сделать носителем иврита своего сына Итамара. Мальчика изолировали от окружающего мира: родственников, друзей и соседей. Итамар целыми днями должен был учить иврит и практиковаться в разговорной речи. Единственным собеседником маленького лингвистического узника был его отец.

Спустя несколько лет Итамар свободно общался на иврите, а Бен-Йехуда стал обучать и других детей. Спустя годы иврит стал государственным языком Израиля.

История знает и другие случаи, когда родители проявляли поразительное бессердечие по отношению к собственным детям: Сдали в приют: великие личности, которые бросили своих детей ради карьеры (даже Мария Монтессори)

Луи Дидье пытался сделать из дочери сверхчеловека

Автором одного из самых бездушных экспериментов над собственным ребенком был француз Луи Дидье. Он много лет вынашивал планы по воспитанию сверхчеловека, и, когда в 1957 году у него родилась дочь, Луи решил: пора.

С первых дней жизни крошка Мод подвергалась психологическим и физическим испытаниям, которыми без устали фонтанировал ее отец. Ледяные обливания, сон не более 3-4 часов в сутки, регулярные голодания, игра на всех музыкальных инструментах, изучение иностранных языков — и все это в полном одиночестве, ведь отец считал, что вмешательство других людей нарушает ход его эксперимента.

Кроме того, Луи Дидье практиковал холодное, отстраненное отношение к Мод, запрещая ей разговаривать (если это не ответ на его вопрос) и плакать. Некоторые его методы шокируют даже бывалых психологов. Так, узнав, что Мод боится грызунов, Луи несколько месяцев подряд на ночь запирал дочь в подвале, кишащем крысами.

После того, как 18-летняя Мод вырвалась из-под опеки отца, ей очень долго пришлось восстанавливать здоровье как физическое, так и психологическое. Она стала психотерапевтом и написала книгу, в которой поведала обо всем, что ей пришлось пережить по воле отца-экспериментатора.

После такого трудно ждать теплого отношения от дочери. К сожалению, случаи, когда дети отрекаются от своих родителей, нередки: Жестокое поколение: дети знаменитостей, которые отреклись от своих родителей

Уинтроп Келлог растил сына вместе с шимпанзе

В 1930-х ученые задались вопросами человеческого интеллекта. В частности, их интересовало, чем, касательно интеллекта, мы обязаны наследственности, а чем — воспитанию.

Существовала даже теория, что у некоторых, наиболее умных животных — шимпанзе, например, — отсутствие речи, хороших манер и морали объясняется исключительно тем, что никто не пробовал растить их как человеческих детей. Поборником этой теории был Уинтроп Келлог, который решил провести опыт и задействовать в нем своего новорожденного сына Дональда.

Ученый принес домой детеныша шимпанзе и стал растить его как своего ребенка, наравне с родным сыном. Время от времени Келлог проверял обоих «сыновей» на выносливость, ловкость и сообразительность. 

Увы, обезьяна так и осталась обезьяной. А вот малыш Дональд стал сильно отставать в развитии, копируя своего «брата»-шимпанзе. Когда мальчик начал изъясняться с родителями рычанием и передвигаться по-обезьяньи, отец-ученый объявил о завершении эксперимента.

Впрочем, жестокое отношение к детям (конечно же, из лучших побуждений) практиковалось не только в науке и семье, но и в образовании: Голод и унижения: как жили и чему учились воспитанницы Смольного института