Когда мне нужно проиллюстрировать какое-нибудь стилевое клише (я употребляю именно этот термин, потому что понятие «стиль» слишком общее), и начинаю гуглить, мне начинает казаться, что я изобрел машину времени.
К примеру, если забить в гугле «smartcasual», вам нет-нет, да попадется человечек в очках в толстой черной оправе из дохипстерской эпохи, а то и вовсе кардиган или жилетка поверх белой рубашки. Особенно этим грешат блогеры и шоперы.
Иногда, встречая очередную «ученицу Александра Васильева», я просто поражаюсь, зачем они до сих пор вяжут тонкие поясочки поверх цветных кардиганов на пуговичках, и называют это "ледилайком". После изобретения этого приема рисовать талию мир увидел диско, рок, панк, минимализм, новый виток гламура, а они по-прежнему свято верят в то, что это актуально.
Проблема в том, что работники моды часто забывают о том, что мода вырастает из социального контекста. Они восторгаются стилевыми клише, придуманным Шанель, и как мантру повторяют «маленькое черное платье», при этом считая, что это она изменила мир, а не мир породил ее.
Шанель была типичным явлением своего времени. Не она первая догадалась укоротить платье, не она первая отказалась от корсета, не она первая начала использовать джерси и сделала свитер элементом женского гардероба. Просто она работала в люксовом сегменте, и инвесторы, вложившие в нее деньги в 60-х, сделали все для легендаризации личности, затмив таким образом десятки, или даже сотни дизайнеров, разрабатывавших то же направление, но, что было логично, в более дешевом сегменте.
Но уже к 80-м стало ясно, что стилевые клише, возведенные в абсолют стиля и лишенные свежести, нежизнеспособны.
Дизайнерские дома умудрялись даже в тенденциях выглядеть старомодно. Лагерфельд не устает напоминать, что когда он начинал заниматься домом Chanel – это было предприятие на грани банкроства, за которое никто не хотел браться. Карл взял и пропитал стиль Chanel иронией. Эта мошенница прославилась тем, что продавала искусственный жемчуг по цене настоящего. Лагерфельд тоже смог продать резиновые кроссовки по цене туфель из крокодиловой кожи. Его часто обвиняют в том, что он уничтожил дух дома, но фактически он смог оживить труп. Любое стилевое клише нуждается в адаптации, в интерпретации согласно духу времени.
Или взять, к примеру, LadyLike, королевами которого, бесспорно, являются Жаклин Кеннеди-Онассис и Грейс Келли.
Обе – сливки американского мещанства. Первое поколение нуворишей отличается пронырливостью и прямотой, они не бояться замарать рук, и при этом не особо пытаются скрывать свое народное происхождение. Главным предметом гордости считается тот факт, что они всего добились сами.
Своих детей они любят не холодной аристократической любовью, а искренней народной, и желают для них лучшей доли. Поэтому нанимают им всех возможных преподавателей хороших манер, а потом отправляют в хороший колледж. Дети усваивают манеры, но при этом придерживаются той же философии, что и родители. Они гордятся не своим происхождением, как аристократия, а тем, чего они смогли добиться.
И Бувье, и Келли леди не по натуре, а по воле. Поэтому они с лихвой заткнули всех аритократок за пояс – им нужно было добиться права называться леди, показать всем, что они самые ледистые из леди. И стиль их не типичен для Lady того времени, он лишь подобен.
И когда речь заходит о современном ледилайке – нет смысла ориентироваться на 60-е, с того времени много воды утекло, и то, что тогда было ультрановым, сейчас покрылось пылью. Нужно понимать контекст и переносить его в современность. Только так можно создать живой образ, а не костюм для телешоу об идеальной домохозяйке.
То же самое и со смарт кежуалом. Это сейчас все молятся на нестандартные бизнес-стратегии и рассказывают о чудачествах управленцев, устанавливающих в офисе теннисные столы и угощающих всех сотрудников фейхуавым смузи, а в начале 90-х самые большие деньги были в инвест-бизнесе. И с дресс-кодом там было очень жестко. Молодежь, которая хотела покорить мир, не создавала вычурные стартапы, как сейчас, а делала карьеры в гигантских финансовых компаниях. Когда человек постоянно носит костюм, у него все подстраивается под костюм – и осанка, и пластика, и вкус.
Смарт-кежуал – стиль, вышедший из привычки носить костюм. Элегантным он может быть только у того, кто хорошо умеет носить костюм, а не сам по себе. От того и выглядит так криво на многих современных мужчинах сочетание пиджак + джинсы. Они просто не умеют носить пиджак.
Для постижения каждого клише нужно понимать логику его развития, а не просто пытаться скопировать картинку. И стилисты должны понимать это, особенно работая с живыми людьми.
А уж тем более, когда человек ведет самостоятельную работу над стилем. Перед тем, как следовать тому или иному клише, не поленитесь собрать больше информации, чтобы почувствовать идею, а не только форму!
Оригинал статьи и фотографии в тексте: medny.ru
Главное фото: flickr.com