Начну с очевидного: японцы странные. На мой взгляд, они от нас с вами так же далеки, как какие-нибудь дельфины. Закрывшись в собственном небольшом мире, в один прекрасный день они улетят жить в космос, оставив вместо себя 3D-проекции. Чтобы остальной мир не впадал в панику. Их культура существует в паралельной по отношению к Западной прямой. Вопреки математическим законам тут и там обнаруживая точки пересечения. Именно в этих точках происходит адаптация неудобоваримого японского образа мышления для человека Запада. Как роллы «Калифорния», Харуки Мураками или Sony Playstation.
Как все начиналось
Comme des Garçons из этого числа. Бренд, созданный Рей Кавакубо в 1969 году, снискал немалую популярность в Японии в 70-х, а уже в 80-х продолжил экспансию на мировые модные столицы: Лондон, Париж, Милан и Нью-Йорк.
«В то время я всего лишь хотела найти способ заработать на жизнь. Иметь деньги означало быть свободным. Я не мечтала стать дизайнером. Я делала то, что у меня получалось: создавала одежду и пыталась ее продать, обивая пороги магазинов».
Дословно с французского означающий «как мальчишки», он со дня основания избегал традиционной для индустрии эксплуатации сексуальности в привычном нам виде. Противоестественные силуэты, заигрывание с пропорциями и интеллектуальный подход к дизайну: Comme des Garçons — первый из приходящих в голову возмутителей спокойствия мировых подиумов, помимо собственного взгляда на моду, ценящий также свою независимость.
К чему привело
Если в 80-х вы носили черный цвет, то, сами того не подозревая, делали это благодаря Comme des Garçons. Кавакубо заставила весь мир изменить взгляд на черный. Последующие коллекции ушли от родоначальной монохромности, обратив свой взгляд на более яркие и общеупотребительные цвета и силуэты. Тем не менее, в каждой прослеживались корни бескомпромиссного anti-fashion, который сделал Comme des Garçons маркой, вошедшей в историю моды, сперва шокировав, а затем покорив многих.
«Предметы гардероба, которые трудно носить, мне кажутся очень интересными. Поскольку приходится прилагать усилия, чтобы это делать. Люди тем самым получают возможность почувствовать новые формы энергии, обрести силу. Мне хочется дать эту возможность».
Мартин Маржела, Энн Демелемейстер и Хельмут Ланг признавались в том, что на их творчество повлиял Comme des Garçons. Марк Джейкобс пошел дальше и в одном интервью заявил, что от влияния Кавакубо не смог укрыться ни один современный думающий дизайнер.
За пределами подиумов
Comme des Garçons — экосистема, выходящая далеко за пределы подиумов. От производства тканей, дизайна этикеток и логотипов до рекламы и точек продаж: ни один рассказ о бренде не обойдется без упоминания Dover Street Market. Шестиэтажный универмаг открылся посреди Лондонской Dover Str. в 2004 году. Артистично спонтанный, не похожий ни на один модный бутик из тех, к которым мы привыкли, он дает самое точное представление о марке. Помимо собственных коллекций, Dover Street Market объединяет под своей крышей других начинающих и не очень дизайнеров, выделяя каждому уголок, который те вольны обустроить, как им вздумается.
Голые стены и стальные перекрытия. Черепа и чучела в стеклянных витринах. Кое-что остается неизменным, остальное регулярно обновляется. Раз в полгода магазин закрывается на «tachiagri», что означает «новые начала». Если вы нечастый посетитель, то не удивляйтесь, когда в следующий раз наткнетесь на стену там, где, вы точно помните, была дверь, а вместо мужского отдела разместятся женские примерочные, сделанные из душевых кабинок. К Dover Street Market сложно относиться как к месту для шопинга, его комфортнее воспринимать как арт-объект, выставку современного искусства.
В том же 2004 году, Comme des Garçons открывает свой первый партизанский («guerrilla») магазин. Смысл этих запрятанных вдали от модных кварталов подвалов состоит в том, что они существуют один год и на интерьеры тратятся минимальные средства. «Guerrilla» магазины уже успели открыться и закрыться в Берлине (первый и занявший место бывшей мясной лавки), Рейкьявике, Варшаве, Хельсинки, Сингапуре, Стокгольме, Афинах, Лон-Анжелесе.
Ароматы
Как и одежда, ароматы бренда созданы нарушать правила и ломать стереотипы. Comme des Garçons могут взять одну единственную ноту — ладан, листва, щербет, сталь, стекло, дерево — и обыграть ее тысячами способов. Другие ароматы будут сочетанием несочетаемого: тонера для принтера, лака для ногтей и запаха горелой резины, например. Аромат для Comme des Garçons главное, остальное не имеет большого значения, отсюда практически все они — унисекс.
«Аромат нужно носить лишь для своего удовольствия. Он не обязан соблазнять. Он не создан ни для мужины, ни для женщины, аромат направлен не какой-то определенный пол, он направлен на того, кто в него влюблен».
Имена для своих парфюмов выбираются под стать их содержанию: как линия Series 6: Synthetic — «Гараж», «Содовая» и «Химчистка». Упаковка. Ставшие узнаваемыми флаконы-галька, впервые появившиеся для Comme 2, выпускались и в коллекционной обертке: «Я люблю тебя» — в виде мехового белоснежного сердца, или завернутая в мягкий плюшевый футляр «Счастливая подушка». Все это заставляет поклонников парфюмерной культуры не выпускать Comme des Garçons из поля своего зрения.
Фото: doverstreetmarket.com, theredlist.com.