Есть три самые популярные версии, которые объясняют историю гендерного распределения розового и голубого.
В конце XVIII века император Павел I издал указ, по которому все великие княжны по факту рождения награждались орденом Святой Екатерины (красная лента), а князья — орденом Андрея Первозванного (синяя лента). Аристократия эту идею поддержала и начала одевать девочек в розовый, а мальчиков в голубой. Ну а куда аристократия, туда и весь народ. Но это в России, а в Европе дело было иначе.
В Европе в начале XIX века детей до шести лет одевали одинаково — в белые платья. Это считалось удобным: младшие донашивали одежду за старшими вне зависимости от пола, к тому же с помощью отбеливателей выводились практически любые пятна. Платья были очень длинные — чтоб ничего не оголилось, однако можно было в любой момент посадить ребенка на горшок.
В начале XX века родители стали чаще задумываться о развитии детей, психологи и врачи ввели понятие «ползунка» — ребенка, который научился ползать. Таким малышам стали шить цветную одежду со штанишками. И тогда все было наоборот: у мальчиков розовый (оттенок красного, символ агрессии, напористости), у девочек — голубой (символ нежности, невинности, Девы Марии).
После Первой мировой войны цвета поменялись местами: синий стал цветом военной формы и теперь ассоциировался с мужественностью и силой, а розовый связали с цветами и отдали девочкам.
Этот вариант развития событий тоже пришел из Европы. Некоторые исследователи считают, что необходимость различать детей по полу с помощью цвета одежды — маркетинговая стратегия. Таким образом производители заставляли родителей покупать больше детских вещей, ведь речь шла теперь не только о кофточках и штанишках, но и о игрушках, предметах мебели и быта. В журнале Earnshaw's Infants' Department тогда так и писали: «Розовый для мальчиков, голубой для девочек».
В сороковых годах цвета поменялись местами. Историки моды подозревают, что это опять был прием маркетологов — родителям пришлось полностью менять детский гардероб. В это же время розовый окончательно стал женским цветом, был даже лозунг «Think Pink» («Думай в розовых тонах»), призывающий дам осознать свою женственность.