Теперь мучаемся: в чем ошибались знаменитые педагоги прошлого

От рекомендаций этих великих педагогов прошлого — волосы дыбом у современных воспитателей.

Порой мы удивляемся, насколько современными кажутся нам взгляды выдающихся мыслителей прошлого, и актуальными — их ответы на вечные вопросы человечества. Но так бывает не всегда: великие тоже могут ошибаться. А может, просто ценности перестали быть вечными?

Ян Коменский заблуждался насчет наказаний — XVI–XVII вв.

Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.) называют отцом мировой педагогики и немудрено: во времена, когда в Европе еще правила бал Инквизиция, Коменский заговорил о необходимости всеобщего образования и просвещения.

Выдающийся чешский педагог-гуманист, общественный деятель и писатель много писал о семейном воспитании, в частности, о физических наказаниях. Коменский не видел ничего предосудительного в физическом воздействии на ребенка, особенно если тот выступал против божественных законов.

Нынешние педагоги и психологи призывают родителей отойти от физических наказаний совсем. По данным многочисленных исследований, дети, которых регулярно наказывают шлепками и подзатыльниками, находятся в гораздо худшем психоэмоциональном состоянии и ведут себя хуже, чем дети, которых родители воспитывают словами.

Джон Локк не хотел признавать, что мальчики тоже плачут — XVII–XVIII вв.

Джон Локк (1632–1704 гг.), английский педагог и философ эпохи Просвещения, написал целый трактат, в котором изложил свои воззрения на тему воспитания будущих джентльменов, людей нового общества.

Так, в числе прочего Локк писал, что обучение мальчиков — лишь вспомогательное средство для развития более важных качеств, таких, например, как мужество и сдержанность. Чтобы вырастить по-настоящему сдержанных юных джентльменов, Локк призывал на корню пресекать детские капризы и лень, не потворствовать желаниям, а главное — слезам ребенка.

Джон Локк:

«Чем раньше вы начнете относиться к своему сыну как к мужчине, тем раньше он им станет».

Сегодня подобные воззрения мало кто разделяет. Среди педагогов и психологов больше популярна другая точка зрения, а именно: не стыдить ребенка за слезы, давая ему прочувствовать и прожить весь спектр эмоций. Подавляя слезы, мальчик учится подавлять эмоции, что обязательно аукнется ему (и его близким) во взрослом возрасте.

Антон Макаренко был против полового воспитания — ХХ век

Трудно переоценить вклад Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) в развитие мировой педагогики. Главным делом его жизни было воспитание беспризорников, организация знаменитой колонии для несовершеннолетних.

Может быть, из-за особенностей этого непростого контингента Макаренко был категорически против разговоров с детьми о половой жизни. 

Макаренко А. С. о половом воспитании:

«Подобные разговоры опошлят проблему любви, лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

Сейчас такие высказывания мы считаем несовременными и даже ханжескими. Нынешние специалисты в один голос говорят о необходимости раннего полового просвещения.

Доверительные беседы «об этом» способны уберечь детей от многих опасностей, от комплексов и покушений на интимную неприкосновенность. Дети, для которых тема секса была табуирована, с большей вероятностью начнут искать интересующую их информацию на стороне, что сейчас, в век Интернета, может привести к самым плачевным последствиям.

Вообще, специалисты XXI века пересмотрели взгляды и методы многих своих коллег из прошлого, в том числе и советы доктора Спока, от которых мороз по коже