«Оно прыгает по вашему нёбу, как белка. Оно играет, искрится и поет. Подержите его чуть-чуть в ложбинке языка, и вы почувствуете, как вкус вина проникает в самое сердце», — французы все-таки маркетологи от бога! Они умеют придать шарм даже весьма ординарному вину, более того – весь мир подсадить на свои традиции, так, что каждый год, в ночь на третий четверг ноября мы ждем, чтобы воскликнуть: «Le Beaujolais Nouveau Est Arriv'e!», то есть «Прибыло новое божоле!», и торжественно откупорить бутылочку.
Божоле – небольшой регион, километров 50 в длину и 10-15 в ширину, территориально относящийся к Бургундии, но не обладающий впечатляющими терруарами для создания «королевских» бургундских вин. Зато там прекрасно прижился сорт винограда Гамэ, который, хоть и считается этакой виноградной Золушкой (вырубить все его лозы покушался еше в 1395 году герцог Филипп Храбрый), имеет одно прекрасное качество – он скороспелый, вызревает раньше других.
Производство его отличается от классического метода. Во-первых, 100% ручной сбор. Во-вторых, гроздья винограда не прессуют, а целиком, с гребнями, помещают в небольшие чаны, где запускается процесс «углекислой мацерации»: сок бродит внутри целых ягодок. Через пять дней забродивший виноград прессуют, после чего брожение продолжается. Примерно через месяц молодое вино готово.
Оно получается насыщенного цвета, свежее, живое и яркое, с фруктовым ароматом и «взрывным» вкусом и почти без «вяжущих» танинов. Пить его легко и приятно, это вино компанейское, подходящее для шумных вечеринок и дружеских тусовок. Правда, потенциала выдержки в нем никакого, поэтому запасы молодого вина принято выпивать к новогодне-рождественским праздникам, край – на Пасху.
Ну, а чтобы обеспечить ему стабильный сбыт, виноделы придумали обставить появление вина нового урожая как всенародный праздник. После Второй мировой войны французское правительство постановило продавать молодые вина с 13 ноября, а в 1985 году была определена существующая и поныне дата начала продаж — третий четверг ноября. И соответствующие ритуалы: шествие с факелами из виноградной лозы, открытие мэром городка Божо первой бочки, когда часы пробьют полночь, конкурсы на «лучший кувшин», «золотую бутылку», специальной емкости бутылки – 460 мл, которые продавали «метрами». В метр входило 12 бутылок, тринадцатую покупателю дарили. И конечно, интрига – все спешили оценить, насколько получившееся вино лучше или хуже другого? Один из показателей ежегодного мирового ажиотажа в третий четверг ноября зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса — в 1993 году за первый бокал вина из региона Божоле некий англичанин заплатил $1450.
И пусть винные снобы недовольно морщат носы: мол, оно простое, как букет ромашек, недалекое, плебейское. Зато оно на сто процентов выполняет свою задачу – несет атмосферу праздника, легкости и настоящего французского шарма, того, что французы зовут Art De Vivre – «искусство жить». Поучимся этому искусству и мы! Приготовим чисто французский ужин и откроем бутылочку охлажденного молодого вина. Да, именно охлажденного – вопреки стереотипам о том, что красное вино нужно подавать комнатной температуры, для этого вина максимальная температура – 16 градусов, а идеальная – 13. Только при такой температуре раскрывается весь букет молодого вина, и начинают отчетливо звучать нотки малины, смородины и вишни.
Вино из региона Божоле – «дружественное» вино во многих смыслах. Оно хороший эногастрономический компаньон, и прекрасно ладит со многими самыми простыми блюдами, которые подаются в бушонах — чисто лионском типе ресторанчиков с нехитрой крестьянской, домашней едой.
Правда, считается, что баранина и говядина (особенно с кровью) слишком для них брутальны, и требуют более зрелых танинов. Телятина слишком нейтральна и нежна. Иное дело – свинина: свежее яркое божоле приглушает ее жирность. Или птица: тот же coq au vin (петух в вине), который считается классическим только при наличии божоле. Замечательно божоле «дружит» с дичью: как с пернатой, так и с лесной – куропатка, перепелка, рябчик, заяц, кролик, кабанчик, косуля.
Гениально совпадает молодое вино со всевозможными паштетами, терринами и рийетами из мяса или субпродуктов, которыми знамениты лионские хозяйки. Киш лорен – лотарингский песочный пирог с сыром и беконом, равиоли, колбаски, рагу, гратены, блюда из грибов… Поверьте, даже наша жареха с грибами и картошкой может быть вполне уместна! Даже блюда из яиц — омлеты, яичницы, яйца-пашот, которые в принципе не особо монтируются с винами, в случае с молодым вином только выигрывают.
На удивление, не всегда хорошо случается дуэт с сырами – но если вы поклонник этого сочетания, из общеизвестных выберите камамбер или моцареллу. Или можете приготовить культовую лионскую закуску «мозги рабочего ткацкой фабрики» (cervelle de canut) из размятого творожистого сыра с мелкорубленой зеленью и тертым чесноком и... вино. На хрустящей теплой корочке хлеба…
Террин по-деревенски
1. 400 г куриных печенок измельчите в блендере, добавив лавровый лист, порежьте одну луковицу и пару зубчиков чеснока, пучок петрушки. Крупным кубиком нарежьте копчености (окорок, буженину и.т.д. – примерно 200 г).
2. Форму для запекания выстелите полосками бекона (понадобится 6-8 штук), оставив концы свисать по краям
3. Печень, 500 г свиного фарша, чеснок, лук, петрушку, копчености, как следует вымешайте в миске, добавив 3 ст.л. коньяка или бренди, посолите и поперчите. При желании можете добавить дробленые фисташки, жареные шампиньоны, измельченный и замоченный в коньяке чернослив.
4. Переложите массу в форму, разровняйте, захлестните свисающим беконом, и готовьте в духовке, разогретой до 180 градусов, в течение 1,5 часов на водяной бане.
5. Дайте террину полностью остыть и уберите в холодильник хотя бы на 12 часов.
Подавайте террин холодным, нарезав его щедрыми ломтями и сопроводив зеленым салатом. К вину – просто идеально!