10 фраз, которые сделают ребенка счастливым: рассказывает психолог

Говорите их почаще своим детям, чтобы воспитать сильную и гармоничную личность.
08 сентября 2022, 08:00
0
071_large

Слова родителей всегда оставляют след на сердце ребенка и проникают в его подсознание. Они могут как осчастливить малыша и подарить ему крылья, так и вселить в него неуверенность и страх.

Если вы хотите воспитать гармоничную личность, умеющую дарить и принимать любовь, радоваться жизни и быть благодарным, то стоит почаще говорить следующие фразы.

Анна Котлярова, @Анна Митусова

Психолог, г. Краснодар

Помимо того, как мы думаем, так и говорим, действует обратный закон: как мы говорим, так мы и начинаем думать. Каждое сказанное ребенку слово может оставить в его душе след, подтолкнуть к решению и даже повлиять на формирование его характера. Предлагаем 10 фраз, которые помогут воспитать в ребенке выносливость и жизнерадостность, необходимую для преодоления жизненных трудностей, и сделают его счастливым.

 «Я люблю тебя всегда»

Неважно, сколько вашему ребенку, 3 года или 13 лет, эти слова ему хочется и важно слышать как можно чаще. С младенческого возраста дети учатся чувствовать и распознавать окружающих по голосу, интонации, произносимым фразам. Эмоциональное наполнение искреннего признания взращивает в его сознании чувство близости, сплоченности, любви. Так формируется правильная модель семейных взаимоотношений. 

 «Я верю в тебя»

Верить в ребенка и демонстрировать ему это нужно всегда! Стоит настраивать детей на успех. Особенно в те моменты, когда что-то не получается. Например, если он не справляется с задачей и просит вас ее решить, не стоит говорить: «Почему я должен делать что-то вместо тебя? Сделай это сам». Лучше поддержите: «Я вижу, как для тебя это сложно, и я здесь, чтобы поддержать тебя. Верю, что у тебя найдутся нужные мысли о том, как правильно разрешить ситуацию». Иногда сделать все самому проще, чем поддержать и помочь, но таким образом вы способствуете укреплению самооценки и внутренней мотивации ребенка.

 «Я за тебя волнуюсь»

В родительском арсенале имеется достаточное количество фраз, чтобы остановить сорванцов: «Ты еще маленький туда лезть», «Не беги, упадешь», «Ты недостаточно взрослый для этого». Эти фразы говорят ребенку, что он недостаточно ловкий, высокий, быстрый. Согласитесь, это не то, что вы хотели донести ребенку? 

Правильнее напоминать детям о риске, акцентируя внимание на собственных страхах и переживаниях. Например: «Я волнуюсь, когда ты залезаешь так высоко, ведь боюсь, что ты упадешь и навредишь себе». Таким образом, мы демонстрируем не сомнения в силах ребенка, а свои переживания, с которыми дети считаются.

«Ты можешь поплакать, если тебе действительно этого хочется»

Запрещать ребенку плакать вредно. Дети должны развивать эмоциональный интеллект. Для этого нужно не скрывать эмоции, а, напротив, проявлять их, учиться распознавать и контролировать. Запрещать мальчикам плакать фразой: «Ты что, девочка? А ну не реви!» — не менее вредно. Мы все люди и имеем одинаковое право на проявление эмоций. Такие слова строят у мальчиков неверное восприятие женской и мужской роли в обществе. Учить их мужеству следует другими методами.

Дети положительно реагируют, когда мы не давим на них, чтобы остановить их плач или попытаться заставить их успокоиться. Научите ребенка тому, что он способен сам прожить свои чувства, поддержите его в этом, и тогда он выйдет из состояния печали намного быстрее. К тому же укрепив чувство самоценности и самоуважения. 

 «Сегодня нам надо спешить» 

Старайтесь не употреблять такие фразы: «Собирайся быстрее», «Мы опаздываем!» Ведь это вам понятно, что вы задерживаетесь. Дети обычно не понимают, почему именно сейчас надо куда-то бежать. Сделайте это интересным. Например: «Сегодня мы с тобой играем в гепардов, и нам нужно двигаться очень быстро».
Да, иногда действительно надо спешить, но время от времени нужно замедляться. Иногда простые неспешные прогулки оставляют в детской памяти приятные воспоминания на всю жизнь.

 «Хочешь пойти сейчас или через 10 минут?»

«Ребята, вы хотите расходиться по домам сейчас или поиграете еще десять минут, а потом пойдете?» Почему эта фраза работает? Детям нравится самим отвечать за свою судьбу, особенно тем, у кого сильный характер. Это требует от родителей доверия и уважения, но работает совершенно волшебным образом. Если вы дадите ребенку выбор, возможность самостоятельно принять решение и время подготовиться, то, когда вы скажете: «Хорошо, 10 минут прошли, пора идти домой», — он отреагирует гораздо лучше.

«Пожалуйста…»

Мы, взрослые, общаясь с друзьями, коллегами, официантами и другими людьми, обычно не говорим им, чего мы не хотим, правда? Если скажем в кафе: «Не приносите мне чашку кофе» или «Я не хочу есть курицу», — то вряд ли получим удовольствие от приема пищи. Эта форма негативной коммуникации плохо воспринимается и нагружает отношения. Вместо этого лучше говорить о том, чего вы хотите. Вместо: «Не иди в лужу», — скажите: «Пожалуйста, обойди лужу». Вроде бы очевидно, но многие упускают этот момент.

«Что ты понял из этой ошибки?»

«Я же тебе говорила, что так и будет», — одна из худших и наиболее вредных фраз, поэтому старайтесь избегать ее. Лучше ориентируйте ребенка на выводы и критическое мышление: «Что ты понял, когда сделал это неправильно?» или «Как сделать это по-другому в следующий раз, чтобы не попасть в беду?» Когда вы фокусируетесь на желательном поведении ребенка в будущем, а не стыдите его за прошлые поступки, это дает гораздо лучшие результаты.

 «О чем надо помнить?»

Безопасность ребенка — это тот вопрос, в котором не может быть компромиссов. Бегать через дорогу нельзя, трогать розетки запрещено и так далее. Когда разговор идет о безопасности детей, взрослые должны быть категоричны. Но чем старше становится ребенок, тем важнее сменить запреты на самостоятельность и обдуманное поведение. Например, вместо того, чтобы хватать ребенка за руку перед дорогой и повторять без конца: «Осторожно!» — лучше спросить: «О чем надо помнить, переходя дорогу?» Таким образом, вы будете учить ребенка самостоятельно оценивать опасности и быть осмотрительным.

«Я счастлива, что ты у меня есть» 

Слыша данное выражение от матери, ребенок истолковывает слово «счастлив» на интонационном уровне как нечто хорошее, значимое, радостное. В дальнейшем он начинает отождествлять понятия «счастье» и «я есть, я — мамин». Так сохраняется родовая привязка и закладывается мотивация — радовать родителей.

  • Сейчас читают