Как заинтересовать гиперактивного ребенка учебой: 5 приемов от психолога и многодетной мамы

На все про все у вас уйдет 10 минут.
31 октября 2023, 08:00
0
919_large

Гиперактивные дети не могут усидеть на месте, бросают уроки, им постоянно скучно! Школы внедряют игровые методики, но кто сказал, что все время должно быть весело?

Я педагог-психолог, а еще — мама четверых детей. И я знаю, как за 10 минут в день разбудить в ребенке любопытного исследователя, который будет учиться с удовольствием.

Наталья Фадеенко

Наталья Фадеенко

Педагог, психолог, мама четверых детей

Руководитель и основатель частной школы «Другими глазами», эксперт в области эффективного обучения.

1. Выключаем «потребителя», включаем «созерцателя»

Ребенок привык, что все вокруг существует, чтобы его развлекать. А задача родителей в том, чтобы включить в сыне или дочке режим «исследователя» — человека, которому интересно познавать мир. Покажите ребенку, что своими успехами, открытиями и достижениями можно и нужно гордиться. Поищите стимулы, которые «зажгут» именно вашего ребенка, и тогда он захочет испытывать их снова.

2. Назначаем награду

Как правильно хвалить ребенка? Отмечайте каждое усилие, даже если результат отнюдь не шедевральный.

Например, гиперактивчикам  плохо удаются прописные буквы: они наклоняются не в ту сторону, слипаются или, наоборот, не имеют соединения. Ставим ребенку песочные часы на одну минуту (дети всегда любят антураж) и просим писать вот всего одну минуту, не отрываясь. И наблюдаем, старался ли он, был ли поглощен этим процессом.

Если да, выдаем поощрение: ласка, объятия, поцелуй, конфетка, 5 минут игры в Minecraft — выбирайте по вкусу. И неважно, что буквы все-таки кривоваты.

3. Следим за удачами во всем

Замечайте успехи ребенка и дома: постарался заправить кровать, аккуратно причесал себя, не хотел мыть посуду, но помыл — все это нужно подмечать и выдавать должное поощрение.

В детской голове быстро связывается ассоциация: прикладывать усилия — это приятно и полезно.

Особенно если награды присуждаются публично: при бабушках и дедушках, с помощью выпуска семейной газеты и в торжественных посланиях на холодильнике. Похвалы уместны даже в развивающих студиях и игровых комнатах при незнакомых людях.

4. Делаем специальные упражнения для развития внимания

Если вы действительно хотите сформировать у ребенка позитивную привычку учиться, чтобы он умел обуздать свою активность и направить луч внимания на важное дело — уроки, помощь маме, чтение книги — запаситесь терпением. И введите в вашу жизнь несколько упражнений. Выполнять их нужно регулярно, но не очень долго, минут по 10 в день.

Упражнение 1. Таблица

В зависимости от возраста ребенка выберите количество чисел (например 30, 50, 100), напишите их хаотично на бумаге формата А4 разными шрифтами и размерами. Предложите ребенку показывать их в определенной последовательности.

Варианты использования таблицы: в прямом порядке, в обратном порядке от заданного числа, только четные, только нечетные. При этом можно переворачивать саму таблицу «вверх ногами» или размещать боком.

Важно: ни в коем случае не требуйте пройти таблицу до конца! Это очень сложно. Ставьте таймер на одну, две, три минуты.

Наша задача — тренировать внимание, то есть способность удержать его на выполнении определенной задачи. Чем больше будет таких дел в жизни ребенка, тем лучше он сможет управлять своей необузданной энергией.

Упражнение 2. Светофор

Вставайте напротив ребенка и просите его поднять руки строго в соответствии с вашими командами: 

  • «вверх» — и обе руки поднимаются вверх;
  • «в стороны» — и обе руки опускаются в стороны;
  • «вниз» — и обе руки падают вниз, к ногам.

Так можно повторить два-три раза, чтобы запомнить. Аналогично повторяем для одной руки (проговариваем обязательно «вверх», «в сторону», «вниз») два-три раза и для другой.

А после уже начинается самое интересное. Одна рука, например правая, начинает, а левая, соответственно, от нее отстает на один шаг.

Получается, что правая рука делает движение вверх — левая ждет; правая рука делает движение в сторону — левая вверх; правая рука делает движение вниз — левая в сторону.  И так далее по кругу, повторяя этот цикл 5–7 раз. Потом сменить руки.

Попросите ребенка, чтобы он сам себе командовал. Таким образом мы устанавливаем связь между «говорю — делаю» и отучаем ребенка от импульсивных движений и поступков.

Как втянуть ребенка в эти упражнения, если он делает невнимательно, неактивно, отвлекается или вообще сопротивляется?

Скажите ему: «Если не ты будешь управлять своим вниманием или своим телом, то ими будет управлять кто-то другой. Ты этого действительно хочешь?»

Обычно после таких слов в процесс включаются даже самые неактивные дети.

Постепенно упражнения с руками можно усложнять, добавляя движения ногами (например «марш») и проговаривая не команды для рук, а счет на русском языке или иностранном.

Уже через пару недель вы увидите, как ребенку станет легче сосредоточиться, переключить внимание и поддерживать интерес к какой-то теме.

А всего-то 10 минут в день!

Читайте также:

Как оторвать ребенка от гаджетов и заинтересовать жизнью: 10 правил от психолога и многодетной мамы 

Как развить у ребенка усидчивость и внимание: 5 советов для мам маленьких непосед

«А голову не забыл?»: 5 рабочих советов, как улучшить детскую память — рассказывает эксперт

Наталья Фадеенко
  • Сейчас читают