А ну-ка, девушки! Шесть женщин, ставших первыми в мужской профессии

Эти женщины — сама смелость. Они стали первопроходцами профессий, которые раньше считались исключительно мужскими.
05 марта 2015, 16:30
2
1928-E.Junek.jpg

Первой женщине-врачу отказали в 29 вузах мира. Первую женщину-ученого не приняли в Академию наук. Несмотря на это, все они стали по-своему успешны и вошли в историю.

Первая женщина-пилот

Элиза Дерош родилась в семье слесаря-водопроводчика. В Париже она сделала хорошую карьеру актрисы — уже к 20 годам у нее были серьезные роли и преданные поклонники. Элиза быстро привыкла к вниманию. Псевдоним она взяла совсем не соответствующий ее происхождению — баронесса Раймонда Де Ларош.

Однажды во время обеда с приятелем-авиатором Шарлем Вуазеном, она получила от него невероятное предложение: полетать на аэроплане. Согласилась — и была настолько впечатлена, что уговорила друга дать ей несколько уроков пилотирования самолета. В 1909 году самостоятельно взлетела на аэроплане. Считается, что тогда Вуазен не разрешал Элизе подниматься в воздух, он позволил ей только проехать по земле, но девушка не послушалась — взлетела и преодолела путь в несколько сотен метров.


Меньше чем через год она приняла участие в соревнованиях и получила удостоверение пилота. Так актриса стала первой в истории женщиной-летчиком.

Элиза стала знаменитой — еще бы, первая среди женщин — в небе. Умение блистать на публике у нее осталось из актерского прошлого — кокетливая дама в шляпе с пером, вытворяющая в небе пируэты наедине с мужчинами, привлекала тысячи зрителей, становилась звездой любого авиашоу.

Вместе с «летающим цирком» она поездила по миру, была и в России. Восхищение ей выразил сам Николай II. Как вспоминала летчица, в Петербурге она совершила достаточно рискованный трюк. Николаю II она сказала, что в тот момент волновалась по двум причинам — из-за необходимости посадить самолет на очень маленький аэродром и от осознания того, что внизу — сам господин император.

Женщины-пилоты тогда уже начали появляться. Но они не были первыми, как Элиза.

Скоро она попала в первую аварию — управляемый ей самолет задел дерево и совершил жесткую посадку. Травмы, полученные Элизой, были тяжелыми, но не смертельными — перелом ключицы и сотрясение мозга. Через пару лет актриса полностью восстановилась, но — снова авария, теперь автомобильная. В ней погиб ее учитель в авиации, Вуазен. Девушка осталась жива и смогла вернуться к полетам.

В 1919 году она поставила два женских рекорда — на высоту и дальность полета. В 1919 года Элиза летела в двухместном самолете с партнером, который должен был принимать у нее экзамен на допуск к профессиональным полетам. По другим источникам, Элиза и ее напарник тестировали новый аэроплан. В районе аэродрома что-то пошло не так, самолет рухнул. Оба пилота погибли. Памятник первой женщине-пилоту поставили, естественно, во французском аэропорту Ле Бурже.

Первая женщина-врач

Эта героиня стала первой женщиной-доктором в непростые времена, когда женщины имели очень мало прав. Англичанка Элизабет Блэкуэлл родилась в 1821 году. Ее отец был человеком либеральных взглядом и сумел привить дочери некоторое свободомыслие и уважение к правам человека, какого пола он бы не был. Когда в их родном Бристоле вспыхнули беспорядки, семья переехала в США, дружила с местными либералами. В знак протеста против рабства они даже отказались от сахара, хотя Блэкуэлл был его производителем

Все изменилось в 1936 году — сначала сгорел семейный завод, потом отец Элизабет умер от внезапной болезни. Элизабет и ее сестрам пришлось тяжело, они открыли школу, занимались преподаванием. Но девушке было скучно. Внезапно она поняла, что хочет получить медицинское образование. Частично этому способствовала смерть близкого друга, который как-то сказал ей, что женщины могли бы быть неплохими врачами.

Элизабет начала зарабатывать на учебу уроками музыки. Накопив деньги, она подала заявления в 29 университетов, но везде получила отказ. Женщины в те годы считались интеллектуально неполноценными, Элизабет советовали переодеться в мужчину. И только университет Женевы (штат Нью Йорк) принял ее — как женщину — благодаря удивительному случаю.

Декан сказал, что не может принять решение самостоятельно, и просит проголосовать студентов, при этом даже один голос против будет основанием для отказа Элизабет. Студенты проголосовали «за», решив, что это, как минимум, весело.

Блэкуэлл училась блестяще и стала доктором медицины. Она продолжила обучение в Европе. Пыталась устроиться на работу, но везде получала отказ: ее приняли только в одну больницу, но не на должность врача, а на должность акушерки.

В 1849 году она лечила ребенка с глазным заболеванием и заразилась. Потеряла зрение на один глаз и надежду стать успешным хирургом. Вернулась в США, надеясь создать собственную практику.

Блекуэлл столкнулась с сопротивлением — люди не хотели посещать женщину-врача — но получила поддержку СМИ и постепенно завоевала симпатии соотечественников. Она создала собственную больницу, боролась за права женщин, помогала раненым во время Гражданской войны. Именно она открыла медицинский колледж для женщин в США и медицинскую школу в Лондоне. После завершения медицинской карьеры ударилась в политику и религию. Никогда не была замужем и не имела детей.

Первая женщина-программист

Англичанка Ада Лавлейс — дочка великого поэта Джорджа Байрона, хотя ее отец видел дочь только в первый месяц ее жизни. Считается не просто первой женщиной программисткой, а первым программистом в истории! Для обучения Ады ее мать наняла шотландского математика Огастеса де Моргана и Мэри Сомервилль, автора перевода на английский «Трактата о небесной механике» Лапласа.

В 17 лет она познакомилась с Чальзом Бэббиджем, автором проекта новейшей счетной машины. По сути, прототипа компьютера. Ада и Чарльз становятся единомышленниками и много работают вместе. Увы, саму вычислительную машину про жизни математиков так и не построят.

Лавлейс вышла замуж, родила троих детей, но продолжала с упоением заниматься математикой. За это муж шутливо называл ее «Королевой параллелограммов».

В 1842 году Чарльз Бэббидж попросил Аду перевести для него лекцию выдающегося инженера Луиджи Менабреа и сопроводить этот текст комментариями. Лавлейс занялась переводом и составлением многочисленных комментариев, в одном из которых Ада описывает алгоритм вычисления Чисел Бернулли на аналитической машине. Именно этот алгоритм сейчас и считается первой в истории компьютерной программой. Хотя сам компьютер на тот момент так и не появился на свет.

Ада умерла в 36 лет от кровопускания, примененного для лечения рака матки. Ее именем назвали самый сложный и точный язык программирования — Ада.

Первая женщина-ученый

Однозначное первенство в этой номинации принадлежит полячке Марии Склодовской-Кюри. Мария вместе с сестрой уехала из Польши (Российской империи), так как там и в те годы женщины не могли получать высшее образование. Во Франции они договорились получать образование по очереди — сначала гувернанткой работала Мария, а училась сестра, потом они поменялись.

Мария поступила в Сорбонну, стала лучшей студенткой университета и получила сразу два диплома — физика и химика. Позже она станет первым ученым, получившим две Нобелевские премии — по химии и по физике.

Все время учебы она проживала в холодной мансарде, денег не хватало даже на нормальную еду. В Сорбонне ее старания оценили и разрешили вести исследования и преподавать. Так Мария стала первой женщиной-преподавателем этого университета.

В 1894 году Мария встретила физика Пьера Кюри и нашла в нем не только мужа, но и единомышленника.
Складовская-Кюри была одной из первых исследователей радиации. Стала директором отделения в Радиевом институте для исследований радиоактивности.

Складовскую-Кюри выдвинули в члены Академии наук во Франции, но ее не приняли: до Марии там не было ни одной женщины. И не должно быть, решили консервативные академики. Кандидатуры отвергли. Противников Складовской-Кюри по результатам голосования было всего на один больше сторонников.

После трагической гибели мужа написала о нем мемуары. Умерла от лейкемии — многолетние исследования радиации дали о себе знать страшным последствием.

Первая женщина-космонавт

Валентину Терешкову представлять не нужно: легендарная «Чайка» стала первой женщиной в космосе. Говорят, после успеха Гагарина руководство страны поставило новую срочную задачу: первой женщиной в космосе должна стать гражданка СССР. На момент набора в женский отряд космонавтов, Валентине было 25 лет. Она работала секретарем комсомольской организации, имела звание мастера спорта — к тому времени совершила 90 прыжков с парашютом.

В секретный отряд отобрали только 5 девушек. Занимались по программе ускоренной подготовки. Так же как и в случае с Гагариным, о том, что Терешкова — космонавт, ее семья узнала из новостей.

Тому, что выбрали именно ее, поспособствовало и ее рабочее происхождение, и профессия комсорга. Терешкова находилась в космосе трое суток и благополучно вернулась на Землю. Стала первой женщиной СССР, получившей звание генерал-майора. После полета была тренером отряда космонавтов. Вышла замуж за космонавта Андрияна Николаева. Через 20 лет развелась и вышла за военного медика.

Первая женщина-автогонщик

Чешка Элизабет (Элишка) Юнек Хасвова — первая гонщица в истории. Родилась в 1900 году, в 21 вышла замуж за банкира, поклонника автомобильных гонок. Вместе они решают поучаствовать — муж в роли пилота, Элишка — бортмеханика. Неожиданно семейная пара победила! И решила продолжить участвовать в соревнованиях.
Но муж Хасвовы, еще в Первую мировую получивший ранение, постепенно теряет способность к управлению автомобилем, и Элизабет садится за руль.

Уже через пару лет Элизабет попадает на общеевропейские соревнования. Девушка сразу же завоевывает симпатии публики, но до реальных наград пока не дотягивается, хотя активно и старательно тренируется.

Успех приходит в 1927 — Элишка становится единственной женщиной, выигравшей гонки Гран-При! В 1928 вместе с мужем снова принимает участие в очередных соревнованиях. Муж девушки захотел побыть за рулем, поэтому первую часть трассы успешно проезжает она, на второй — пилотом становится ее супруг. Внезапно он не справляется с управлением, автомобиль выбрасывает с трассы. Элишка жива, муж — погибает.

Первая женщина-автогонщица не может простить автоспорту гибели супруга. Она продает все свои автомобили и уезжает в длительное путешествие.

Элизабет прожила 94 года.

Мила Алексеева
Комментарии: 2
  • Бусенко Анастасия
    Очень интересный пост!!! Как раз к Дню Рождения Валентины Терешковой)))
    05.03.2015 / 23:15
  • Имя
    А чем Вам Софья Ковалевская в качестве первой женщины-ученого не угодила?
    06.03.2015 / 06:48
  • Сейчас читают