В принципе, такая ситуация совсем не нова. Во времена существования Императорского Балета скандалы тоже были неотъемлемой частью театральной жизни, доходило и до забрасывания на сцену мертвых кошек, например. В Большом, дошло даже до криминала.
Волочкова и вселенская несправедливость
Пожалуй, самая громкая история, о которой до сих пор помнят в России и за рубежом, – это увольнение Анастасии Волочковой. В сентябре 2003 года Большой театр продлил контракт с балериной только до конца декабря. Волочкова отказалась работать на таких условиях, и ее уволили. В качестве причины руководство называло лишний вес балерины и ее высокий рост. Примечательно, что Николай Цискаридзе тогда отказался подписать коллективное письмо от мужской части труппы, где танцовщики говорили о невозможности танцевать с Волочковой.
Этот скандал тут же привлек внимание международной прессы. К Волочковой даже приехали репортеры New York Times с весами и рулеткой и лично замерили параметры балерины. Оскорбленная Волочкова тогда решилась подать в суд и выиграла иск. В труппе Большого ее восстановили, но новых ролей у нее, конечно, больше не было. Анастасия, впрочем, все равно осталась в выигрыше: справедливость восторжествовала, а ее имя до сих пор так или иначе ассоциируют с Большим театром.
Николай Басков и «ну вас всех…»
Мало кто уже помнит, наверное, но Басков тоже засветился в Большом. Через год после увольнения Волочковой в театре решили избавиться и от солиста, делавшего только первые шаги на эстраде. В июле 2004 года руководство Большого не продлило контракт с Николаем Басковым, который числился в труппе с 1998 года.
Причину объяснили более деликатно: его деятельность не сочетается с репертуаром театра. Басков тогда действительно увлекся эстрадой, и маститые артисты из оперной среды отказывались признавать в нем коллегу. Так, Галина Вишневская сказала, что Баскову вообще не место на любой оперной сцене. В отличие от Волочковой, увольнение певец воспринял без особых эмоций и спокойно ушел.
Александр Ратманский и новые звезды
В 2004 году худруком Большого стал Алексей Ратманский. Фигура в своем роде одиозная. Именно ему мы обязаны грандиозным омоложением состава труппы и радикальным обновлением списка прим и премьеров. Наталью Осипову, Екатерину Крысанову, Анну Никулину, Андрея Меркурьева, Ивана Васильева, Вячеслава Лопатина вывел в солисты именно он. Наталья Осипова, отзываясь о своем наставнике в интервью «Российской газете», сказала следующее: «Мне, девочке из кордебалета, Алексей Ратманский дал тогда огромный шанс. Ратманский поверил в меня и дал танцевать большие роли».
Благодарность Натальи можно понять: большая часть амбициозных артисток, приходя в труппу, боятся пожизненно застрять в кордебалeте. Кто знает, если бы не «европеизированный» Ратманский, (который, как твердят слухи, с самого начала был настроен на то, чтобы создавать свою собственную команду, а не пытаться найти общий язык со знающими себе цену примами), путь Осиповой в мировые примы был бы куда как дольше и тернистей.
Но, выдвигая новых солистов, Ратманский изрядно подпортил отношения с ветеранами сцены. Многие называли его мстительным, хитрым и злопамятным. Цискаридзе вообще вслух твердил, что худрук — человек невоспитанный и некомпетентный (Ратманский заявил Цискаридзе, что тот не должен допускать несвежие ленточки на балетных туфлях).
Что касается Ратманского, то одни балетоманы полагают, что он вдохнул жизнь в Большой театр, другие — что потерпел полное фиаско. Они, на чем свет стоит, ругают его постановку «Болт», а также презрительно величают его «мастером малых форм», отзываясь о его желании ставить множество одноактных балетов.
Примы и ballet five o'clock tea
Еще одна легендарная история, связанная все с тем же Ратманским. В 2006 году он пригласил в Большой Диану Вишневу, с которой сохранил весьма теплые отношения еще со времен работы в Мариинском театре. Штатная солистка Мариинского театра и guest star сразу двух больших трупп — берлинской Staatsoper и нью-йоркского American Вallet Тheatre (ABT) — планировала добавить к своим артистическим «трофеям» и главный театр страны.
Ведущие солистки Большого вознегодовали: придется им поделиться с Вишневой спектаклями. И направили восемь (а по некоторым данным и девять) дам, во главе со Светланой Захаровой, прямо к директору театра Иксанову с петицией, позже иронично названной ballet five o'clock tea. Надо сказать, успешно: Вишневой в тот год «отказали» в контракте с Большим.
Кстати, в этой ситуации интересна мотивация Светланы Захаровой. Существует мнение, что Захарова пришла в Большой из Мариинского театра, где ей отводилась третья роль после Вишнёвой и Лопаткиной, а, перейдя в Большой театр, она стала первой и единственной. Так кому хочется опять почувствовать себя «второй»?
Иван Васильев и клакеры
«Клакеры» — это наемные «хлопальщики» в театре. Говорят, самая большая партия клакеров на содержании у Ивана Васильева.
Это не простые фанаты, обожающие своего кумира, а те самые, кому Владимир Кехман, директор Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета, платит.
Васильев, Захарова и умственное развитие
Известно, что не многие балетные могут похвастаться широким кругозором и большим умом, увы. Кстати замечательно это демонстрирует, безусловно талантливейшая танцовщица Светлана Захарова в интервью для «Школы Злословия».
На передаче, куда Светлана сама хотела пойти, она продемонстрировала настолько ограниченный ум, что у ведущих даже слов не нашлось, чтобы комментировать.
Еще один уникум – Иван Васильев. Безусловно звезда, безусловно многими обсуждаемая. Кстати, и он не избежал критики со стороны Цискаридзе. Самый известный скандал связан с образованностью, точнее необразованностью Ивана.
На одном из творческих вечеров Цискаридзе затронул тему образования, точнее — абсолютной безграмотности молодых артистов балета:
«Станцуют свою партию, подходишь к ним, спрашиваешь, о чем постановка — никто не читал, ничего не знают, приходится насильно заставляет в академии читать классическую литературу под угрозой отчисления. Родители негодуют, ученики —тоже».
Так вот это был камень в огород Ивана. Говорят, он и правда крайне глуп.
Интересно, что больше бесит Цискаридзе: то, что глупый Васильев собирает полные залы и купается в лучах славы, или то, что о балете «Спартак» он судил по фильму «Гладиатор» Ридли Скотта. Ваня, кстати, об этом говорил сам и не стыдился этого.
Сергей Филин и опасная должность
Трагическое происшествие, взбудоражившее весь мир, произошло с художественным руководителем балета Большого театра Сергеем Филиным. Он подходил к своему дому, когда его кто-то окликнул. Филин обернулся, неизвестный злоумышленник плеснул ему в лицо кислотой и скрылся. Сергей Филин с ожогами лица и глаз был доставлен в больницу, а полиция принялась разыскивать преступников.
Филин прошел сложный курс лечения и, слава богу, здоровье почти восстановил. По официальной версии, в основе покушения лежит ревность. Обвиняемый — ведущий солист Большого театра Павел Дмитриченко — организовал покушение в отместку за третирование Филином балерины Анжелины Воронцовой.
Кстати, за артиста вступилась балетная труппа Большого театра. По мнению коллег, он мог сломаться и оговорить себя под давлением. Танцовщики начали сбор денег для адвоката, а также написали письмо в поддержку Павла Дмитриченко, и это о многом говорит.
Кстати, в 2016 году Сергей Филин уйдет из большого театра, его контракт окончен. И кстати, должность худрука балета после ухода Филина перестанет существовать — вместо него назначат директора, который возьмет на себя организаторские функции.
Правильно. Наверное небезопасное это дело — быть художественным руководителем Большого.
Джой Вомак и 10 тысяч долларов
В 2013 году неожиданно громкое заявление сделала выпускница престижной балетной школы американка Джой Вомак, которая заявила на страницах «Известий», что у нее вымогали 10 тысяч долларов за возможность выйти на сцену. Без взноса ее даже не хотели смотреть. Джой в итоге заключила контракт с Кремлевским балетом, карьера в Большом не сложилась, и сама балерина объясняла это нездоровой атмосферой в труппе.
И хотя претензии она адресует худруку Сергею Филину, лично с ним она переговоры не вела, но утверждает, что он так же намекал ей на взятку. Девушка жалуется, что на гастролях ей часто не платили, давая понять, что выход на сцену сам по себе — большая честь. Да и гастроли были неофициальными, а она и так вложилась в свое обучение, которое стоило примерно 18 тысяч долларов в год. Что произошло между балериной и театральным начальством в действительности, судить трудно.
Многие артисты полагают, что Вомак, воодушевленная похвалами своих учителей, решила ускорить свою карьеру. Захотела танцевать сольные партии, а надо еще какое-то время поработать в кордебалете. Это обычная практика для начинающих танцоров. И отсутствие быстрых перспектив задело ее. Но, опять же, и это является домыслом.
Цискаридзе и администрация театра
Конечно, сложно обойти вниманием самого говорливого и самого, пожалуй, известного танцовщика последнего времени, Николая Цискаридзе.
Последние несколько лет в Большом театре не утихал конфликт между ним и администрацией. В 2011 году танцовщик впервые рассказал, что ему предложили уйти добровольно. Артист утверждал, что против него развернута целая кампания.
Представители администрации в ответ обвиняли солиста в интригах и стремлении занять пост директора. Обстановка в очередной раз обострилась после покушения на Сергея Филина. Гендиректор театра Анатолий Иксанов тогда дал интервью изданию «Сноб», где заявил, что это Цискаридзе виноват в создании обстановки, которая привела к этой трагедии. Кроме того, он отметил, что Цискаридзе может быть замешан и в скандале с Геннадием Яниным, который покинул театр после публикации в интернете его весьма интимных фотографий.
Цискаридзе в свою очередь неоднократно говорил, что действия руководства – это травля. За несанкционированное общение с прессой на него наложили несколько взысканий. Одно из них артисту удалось отменить в судебном порядке. Дело кончилось увольнением.
Кстати, замглавы попечительского совета Большого театра, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в интервью РИА «Новости» заявил, что у звезд мирового уровня есть свое начало, период зрелости и завершение карьеры. То есть это такой намек на то, что Николай уже не молод. А еще Швыдкой добавил, что если бы он был директором Большого театра, то человека, который так резко выступает против театра, он уволил бы сразу.
Ну и напоследок, для тех, кто дочитал. Не скандал, но очень распространенный миф про ужасы кордебалета. Так вот, оказывается в кордебалете работать выгоднее!
Несмотря на то, что примой хочет стать каждая танцовщица, многие быстро понимают, что не все для этого годятся. Не все артистки кордебалета рвутся в рядовые солистки и убить за это готовы. Большинство отлично понимает: добраться до самой вершины шансов мало. Зарплаты девушки из первой линии и девушки, получившей маленькую роль, отличаются не слишком, а главный доход приносят зарубежные гастроли. Кого-то из солистов на эти гастроли берут, кого-то нет. А кордебалет — опора театра, он едет всегда. И совсем не бедствует.
-
Паночкакакие нешуточные страсти24.11.2015 / 08:10
-
КристинаОчень интересно, я сама балерина, понимаю, что все так или иначе стремятся стать лучшими)17.05.2019 / 22:06
-
КристинаСпасибо, я сама балерина,буду знать об историях жюри, которые смотрят меня на сцене)17.05.2019 / 22:08
-
ЕвгенийВот ведь как интересно. Уже не первой раз слышу, что в школе злословия Светлана Захарова показала себя не очень умной. Сейчас специально посмотрел тот выпуск. Вопреки ожиданиям, Светлана там выглядит умницей, несмотря на всю глупость и желч ведущих, общается очень интересно. И вот что мне странно. Гениальная Светлана Захарова и талантливейший Иван Васильев в этой статье представлены с не хорошей стороны, а два известных интригана и скандалиста, это Цискаридзе и Волочкова, с прекрасной. Кто заказывает подобные статьи? Все тайное когда-нибудь станет явным.03.07.2019 / 13:38