Будут шпынять или полюбят: какую роль займет ребенок в коллективе (рассказывает психолог)

В детской группе роли распределяются жестче, чем в оркестре.
15 ноября 2021, 11:00
0
Oblozhka.jpg

Устоявшийся коллектив может сложиться в группе дошкольников и, конечно, в школе. Дети посещают его регулярно, и хочешь не хочешь вынуждены учиться взаимодействовать. И тогда каждый занимает какую-то роль, хорошую или не очень.

Детский психолог Екатерина Мурашова рассказала, какие роли и с какими «требованиями» бывают. Это поможет родителям узнать, как ребенок будет ощущать себя в группе.

Лидер (Гарри Поттер)

Лидер есть в любой группе, им становится тот, кто умеет заинтересовать других и повести за собой. Лидером часто становится не самый умный или самый красивый: эта роль требует воли, харизмы и дерзости.

Оппозиционный лидер (Драко Малфой)

У этой роли «требования» те же, что и к лидеру: воля, обаяние, смелость и концепция. Оппозиционный лидер не согласен с основным, сопротивляется и предлагает альтернативы. У него тоже есть сторонники, но существовать он может только в оппозиции.

Конкуренция между детьми часто усиливается из-за школьных оценок, действительно ли они вообще нужны? Дима Зицер: что не так со школьными оценками.

Эксперт (Полумна Лавгуд)

Это умник, к которому обращаются за справкой. Экспертов может быть несколько, и они иногда меняются в зависимости от интересов группы. Главное требование к экспертам — глубокие знания. С ними советуются, но им не стать лидерами: недостает огня и энергии. Это спокойная, очень комфортная и сильная роль.

Переговорщик (Гермиона Грейнджер)

Переговорщик нужен, когда в группе есть конфликты. Это такой миротворец, который помогает другим договориться. Роль переговорщика обычно занимает коммуникабельный ребенок с развитой речью, который не любит конфликты (и поэтому не рвется в лидеры). Тоже сильная и полезная роль.

В отличие от Хогвартса, в российские школы дети почему-то не рвутся. Людмила Петрановская рассказала, почему так происходит и что делать родителям.

Волшебник (Рон Уизли)

Тот, кто отвечает за связь с «потусторонними силами». Он окружает группу историями и мифами. Это человек с подвешенным языком, который умеет заинтриговать, фантазировать, рассказывать истории или вдохновенно нести чушь.

Протоколист (Перси Уизли)

Зануда, который всегда слушает и напоминает всем, к каким договоренностям пришли. Он хороший организатор и часто замещает лидера. У него отличная память, но ему может быть свойственна некоторая заносчивость.

Козел отпущения (Невилл Долгопупс)

Тот, на котором все отыгрываются, кого никто не защищает. Если в группе хороший лидер, то крайнего не будет. Козлы отпущения — это всегда результат работы лидера, так как именно он распределяет роли.

Эти роли актуальны и для взрослых коллективов, просто у детей все происходит более наглядно и прямолинейно. Так что ищите среди них себя и своих детей. А еще почитайте другую статью, в которой Екатерина Мурашова рассказывает, почему дети не парятся о школе и какой она должна быть, по мнению самих школьников.

Ольга Горячева
  • Сейчас читают