Быстрая мода — да или нет?

Как мода превратилась из деликатеса в фаст-фуд. И почему нам это все-таки нравится.
23 апреля 2015, 11:15
1
intro.png

Посчитаем до трех!

Раз. В 20-х годах прошлого века средний американец (к сожалению, мне не удалось найти статистику касательно наших соотечественников) имел 6 комплектов одежды. Средняя женщина — девять.

Два. В 70-х и 80-х происходят сразу три процесса, которые изменят и модель потребления и модную индустрию на десятилетия вперед. С ростом стоимости производства тканей, которые в те времена производились по месту изготовления одежды, все большее количество компаний стали переносить свои мощности в страны Азии. Одновременно со снижением производственных издержек начинают расти рекламные бюджеты. Мир моды переходит на сезонный (весна/лето и осень/зима) цикл.

Три. Наступают 90-е. Лавинообразный рост спроса на моду, как на явление. Набирающая обороты глобализация экономики. Иностранные компании становятся активными участниками не только местных рынков, но и зарубежных. В конкурентной борьбе рекламные расходы достигают невиданных ранее величин. Модные бренды уже не могут позволить себе тратить по 4 месяца на производственный цикл от карандашного наброска до готового изделия на полках розничных магазинов. Тысячи моделей в миллионных количествах стали производиться в развивающихся странах с 16-часовым рабочим днем. Некогда 4-месячный цикл сокращается до 2 недель.

Формируется лицо моды наших дней. Моды, которая уже не является исключительным правом дорогих бутиков и персональных менеджеров. Моды торговых центров. Моды между фаст-фуд кортами. Со схожими ценниками.

Моды, которую впоследствии назовут «быстрой».

Так ли это плохо?

Отнюдь. Более того, эти изменения созвучны процессам, происходящим с обществом в целом. Расцвет MTV, переход на пресловутое «клиповое» сознание, развитие интернета и социальных сетей впоследствии. Скорость обмена информацией, эмоциями и решениями возрастает в разы. Быстрее становится сама жизнь. Мода лишь старается не отставать.

Смещаются акценты. После одного из показов Chanel, великий (и совсем не ужасный) Карл Лагерфельд остановился, чтобы отдать дань уважения рукам швеи, которые сделали эту коллекцию возможной. Сегодня мы благоговеем не перед мастерством, а перед рекламными образами. Вчерашние наряды Тэйлор Свифт уже через неделю можно купить в H&M или Zara. Они обойдутся нам в пару тысяч, придут в негодность после пары стирок, но на большее мы и не рассчитываем. Трендовые силуэты и принты, ранее доступные лишь избранным фэшионистам, теперь может надеть каждый.

Изменились сами наши отношения с одеждой. Это уже не длительные серьезные романы. Это бесконечный легкий флирт, зачастую безразборчивый и легкомысленный. От того еще более желанный.

Мне нравится думать, что мы стали относиться к себе не так серьезно, как когда-то. С юмором. Одежда превратилась из чего-то важного во что-то само собой разумеющееся. Мы сегодня не готовы брать на себя смелость носить вещи, сшитые на века. Мы зачастую не можем сказать, где будем через неделю, чем мы будем заниматься, что будем любить и что ненавидеть.

Мы хотим носить одежду здесь и сейчас.

И «быстрая мода» дает нам ровно то, что нужно.

К слову о Zara

Именно Zara была первой, кто пошла когда-то против всех правил. Испанский ритэйлер первым стал применять практику, когда 200 дизайнеров компании создают 40000 моделей ежегодно. Из них четверть попадает на полки магазинов. Приходя в магазин, засомневавшись, стоит ли купить эту блузку, и вернувшись через неделю, мы имеем все шансы эту блузку уже не найти.

Zara стала продавать одежду даже не на сезон. Одежду под настроение. Одежду на сегодня и, быть может, на завтра. Недорогую и недолговечную.

Я не против. Как Остап Бендер, я не хочу жить вечно, так зачем мне вечная игла для примуса.

Ди Гиллеспи
Комментарии: 1
  • Элина Байкова
    Ну да одежда перестает отражать статус и это хорошо. Более того, через чур много внимания одежде- стало плохим тоном. Мы стали свободнее, можем надеть платье, а можем носить джинсы. Можем носить джинсы новые, а можем как я недавно сделала, достать те что не надевались уже лет пять и снова носить. в проигрыше те марки, которые не могут понять, что статусность - устаревает.  Я готова платить за кашемир, но не стану платить эту же сумму за полиэстр c именем. как-то так
    23.04.2015 / 15:06
  • Сейчас читают