Пора отстать от детей: что не так с вундеркиндами и ранним развитием

К чему приводит ускоренное обучение и надо ли спешить?
14 сентября 2021, 08:00
0
022_large

Алиса Теплякова попала в «Реестр рекордов России» в номинации «Освоение программы 11 классов в наименьшем возрасте». В девять лет она поступила на платное отделение психфака МГУ, став его самой юной студенткой. Алиса ни дня не училась в школе, ее образованием занимались родители.

Вам уже захотелось разобраться в современных методиках раннего развития или записать ребенка на кружки? Не торопитесь этого делать, и вот почему.

Без детства

Дети нашумевших в советское время педагогов Никитиных демонстрировали великолепные результаты в обучении и спорте, но выросли во вполне обычных взрослых. Они не стали выдающимися учеными, бегунами, художниками.

В 4 года Алиса читала 120 слов в минуту, но сейчас не может назвать любимую книгу. Последним прочитанным текстом были лекции по информатике, подготовленные папой.

Наталья и Евгений Тепляковы сами воспитывают и учат своих семерых детей — не в кружках и спецшколах, а в тридцатиметровой однушке на юго-западе Москвы. С каждым родители занимаются индивидуально, всего по 3-4 часа в день, но ежедневно. И вовремя регистрируют достижения детей: Лейя в четыре года стала «самой юной школьницей в стране», Хеймдалль закончил 9-й класс и сдал ОГЭ в 7 лет.

В одном из интервью отец Алисы говорит, что сэкономил своей дочери 10 лет жизни, но для чего? «Для жизни», — отвечает он. Но, кажется, вопрос не снят. Узнайте, как сложилась жизнь других вундеркиндов — кто-то пошел работать в Макдональдс.

Без блестящего будущего

Центры раннего развития растут как грибы после дождя. Увлеченные новаторскими идеями родители выкладывают в соцсети четырехлеток, декламирующих Онегина. А помните детей-индиго — веяние 10–15-летней давности?

Хорошо, гении — это замечательно, но где тогда прорывные открытия и блестящие научные достижения? 

Получается, что это не подлинная гениальность, а дрессура родителями и педагогами. При должном старании можно научить ребенка читать и считать даже в два года, в три — цитировать эпикурейцев, но будет ли он понимать смысл? Кстати, а вы знаете признаки по-настоящему умных людей? Проверьте себя и других.

Ребенок, который вынужденно запоминает гигантские объемы непонятной информации, испытывает огромный стресс. Уделяя большую часть времени развитию, дети неизбежно запаздывают в физической и эмоциональной сферах. Появляются проблемы в поведении и отношениях — с родителями и сверстниками.

В результате дети остаются в стороне от общих игр и страдают от нехватки общения по возрасту. Постоянное давление, стресс, депрессия — и вот мозг развитого в раннем детстве ребенка выдает регресс интеллектуального развития.

Как же тогда развивать ребенка? Играть!

Лучшее, что может сделать любящий родитель для развития ребенка, — просто жить с ним. Играть и разговаривать по своему желанию и запросу чада, а еще дать возможность побыть одному. Подробнее об этом читайте здесь: Как найти общий язык с ребенком: 5 советов от психолога и мамы троих мальчиков.

Если малыш всегда занят учебой, его мозг не успевает усваивать информацию и перерабатывать ее: осмыслить прочитанное, увиденное. Сочинить песню. С горящими глазами собрать робота. Увидеть радугу и нарисовать ее по памяти.

Свободная игра настолько важна, что ее закрепили законодательно. В 2013 году ООН зафиксировала право на игру в Декларации прав ребенка. Это было сделано, чтобы противостоять коммерциализации детства и сверхзанятости детей.

Но что-то пошло не так, и раннее развитие стало суперуспешной коммерческой историей, которая зарабатывает на желании родителей дать детям самое лучшее. За несколькими по-настоящему важными педагогическими приемами загляните в советы Эстер Войжитски о воспитании, ведь все ее дети сейчас в списке в Forbes.

А вам близки идеи раннего развития детей? Хотели бы вырастить гения?

Мария Левашова
  • Сейчас читают