Предлагаем вам отправиться в путешествие по истории русского искусства в Русский музей в Санкт-Петербурге. Редакция ЯПокупаю составила для вас подробный гид по самым интересным экспонатам, чтобы у вас получился насыщенный маршрут, вы ничего не пропустили и не потерялись в нескольких корпусах музея. Вперед!
Что посмотреть в первую очередь
Главные картины музея
Последний день Помпеи
Пожалуй, самая известная картина в Русском музее — это работа Карла Брюллова. На ней изображен день, когда в 79 году нашей эры произошло извержение вулкана Везувия, что уничтожило сразу три города. И на картине один из них — Помпеи. Картина поражает своей динамикой и эмоциональностью, а ее размеры заставляют сомневаться, что писал картину один человек. В высоту «Последний день Помпеи» составляет почти 5 метров, а в длину — больше 6. Поистине масштабное зрелище, которое можно рассматривать часами!
Девятый вал
Картина великого мариниста Ивана Айвазовского висит напротив «Последнего дня Помпеи». Невероятная работа с цветом и светом, красивое, но буйное море, столь огромное по сравнению с человеком. Как можно противостоять этой стихии? Названа картина в честь так называемой смертельной волны, которая по народным поверьям была самой большой и сокрушительной.
Бурлаки на Волге
Репин написал эту картину еще в студенчестве. Прообраз он увидел, когда они с друзями ездили на пароходную прогулку. Художника поразил контраст сословий: в одном месте одновременно и рабочие в одних лохмотьях, и офицеры в парадных мундирах, и барышни в пышных платьях. И все мужчины, изображенные на картине, — это реальные люди, с чьей натуры их писал художник. У каждого из героев была своя судьба.
Торжественное заседание Государственного совета
Предлагаем изучить еще одну картину в Русском музее Ильи Репина, которую он писал около трех лет. Картина была заказана императором Николаем II, так как столетие со дня образования Государственного совета отмечали с шиком. Это огромное полотно, запечатлевшее исторический момент и всех высоких лиц того времени. На полотне 81 фигура, а его размеры 4 метра в высоту и почти 9 метров в длину.
Витязь на распутье
Еще из интересного, что стоит посмотреть в первую очередь — картины богатырей Васнецова. «Витязь на распутье» художник переписывал несколько раз, пытаясь достичь идеала, который он видел в голове. Менялись и композиция, и пейзаж, и расположение самого витязя.
В итоге мы можем созерцать полный деталей шедевр, ощущать ветерок, который развивает гриву коня и некоторую тоску, и безысходность от произошедшего в поле. Несмотря на теплые тона и красивый закат, от картины идут мурашки и становится как будто немного не по себе.
Богатыри
Эту картину вы сто процентов где-нибудь да встречали. Все творчество Васнецова было посвящено богатырям, истории Древней Руси. На картине изображены три всадника, смотрящие вдаль. В центре Илья Муромец на коне, которого в былинах прозвали «лютый зверь», слева Добрыня Никитич, богатырь знатного происхождения, а справа самый молодой — Алеша Попович.
Красный квадрат
Все мы знаем Малевича по «Черному квадрату». Но его работа «Красный квадрат» не менее экстравагантна. Это не обычный квадрат, он специально искажен и неровный. Ищете, что посмотреть в Русском музее? Обратите внимание на авангард! Все творчество Малевича было некоторой философией, которую он выражал в живописи, упростив ее до максимума, что до сих пор вызывает споры среди критиков и публики. Если черный квадрат символизировал экономию, то красный — это революция. Есть еще белый, его символ — чистое действие.
Переход Суворова через Альпы в 1799 году
Суриков написал картину Швейцарского похода великого военачальника. И чем же он так знаменит? Во-первых, до Суворова никто в Альпы не ходил. Во-вторых, поход много значил для победы над французскими революционными войсками.
Суриков изобразил самый тяжелый момент похода, этот перевал армия преодолевала целые сутки. Но несмотря на это, на полотне можно увидеть много веселых лиц среди сосредоточенной толпы. А сам Суворов как будто нежно улыбается.
У дверей мечети
Работа Василия Верещагина. Возможно, вы знаете художника по картине из Третьяковской галереи «Апофеоз войны». А его еще одна самая известная картина находится в Русском музее. Сам художник был военным и много путешествовал по Средней Азии. Какое-то время его даже называли Верещагин-Ташкентский, так он увлекался востоком.
На полотне изображен вход в священное место — мечеть Газрет-Ясави, а у ее дверей нищие. Верещагин хотел передать мысль об упадке былой роскоши феодальной цивилизации.
Портрет княгини З. Юсуповой
Помните девочку с персиками? Она тоже живет в Третьяковке, а в зале Русского музея сидит Зинаида Юсупова — одна из самых богатых и молодых знатных дам второй половины XIX века.
Автор обоих портретов — Валентин Серов. Он более 80 раз приходил в особняк Юсуповых на Мойке, чтобы написать княгиню. Свою популярность ее портрет приобрел еще и из-за скандала в художественных кругах. Многие критиковали Серова за неестественную позу девушки и отсутствие композиции. Однако автор считал портрет очень удачным.
Святая Русь
Картинам в Русском музее Николая Нестерова выделен отдельный зал. Подобно Васнецову, его интересовала Древняя Русь, и большинство работ посвящены именно ей. Только если первый рисовал былины и больше фантастических героев, то Нестеров изображал более мрачные христианские мотивы.
Одна из великих его работ — «Святая Русь». Ее он писал 6 лет и хотел создать что-то наподобие «Явления Христа». На полотне изображен сам Христос, к которому тянется простой народ. Сзади Христа трое святых: Николай, Сергий и Георгий.
Оборона Севастополя 1942
Одна из самых тревожных и динамичных картин в Русском музее художника Александра Александровича Дейнеки. На ней изображен храбрый и величественный подвиг советских солдатов при обороне Севастополя. Но важно знать, что изображение не имеет ничего общего с подлинными эпизодами обороны. Оно выступает символом столкновения двух непримиримых сил на руинах города.
Интересные картины
Шестикрылый серафим
Стиль этого художника сложно с кем-то спутать, настолько его картины и истории их написания трогают до мурашек. Они жутковаты, немного психоделичны. Популярный стереотип о том, что большинство творческих людей сходит с ума или впадает в депрессию, очень красноречиво говорит о Врубеле.
Шестикрылого серафима можно считать иллюстрацией к стихотворению Пушкина «Пророк». В ней много черного, темных оттенков вкупе с яркими акцентными мазками. Все это похоже на некую галлюцинацию. И отчасти это правда. Врубель был в глубокой депрессии и страдал галлюцинациями, пока писал эту работу.
Кстати, о Пушкине! Самое время, чтобы выбрать события по карте! Читайте, куда сходить по «Пушкинской карте» в Санкт-Петербурге: 25 лучших мест.
Древний ужас (Теrrоr Аntiquus)
Из интересного, что посмотреть в Русском музее — картина Льва Бакста «Древний ужас». Она больше похожа на коллаж, чем на классическую живопись, но это понятно, поскольку художник был больше театральным. В эту работу он вкладывал все то ужасное ощущение апокалипсиса, которое царило в стране в начале XX века.
В самом городе еще все спокойно, даже умиротворенно. Но вспышка молнии не дает покоя. К тому же верхние голубые волны уже готовы затопить этот невинный город. Добавляет символизма статуя Богини, прообразом которой была архаическая статуя Коры в Афинском акрополе. Она держит в руках синюю птицу как символ возрожденной души.
Что инетерсного можно посетить в Санкт-Петербурге? Наш выбор — музеи! Читайте нашу подборку 30 интересных музеев Питера, которые стоит увидеть своими глазами.
Наталья Гончарова. Велосипедист
Картина очень популярна в своем жанре — русский авангард. Хотя в ней немало черт от футуризма. Главный герой, велосипедист, статичен, но фон его заставляет двигаться. Такой мотив, к слову, любимый у футуристов. Контрастные цвета на ней создают в картине баланс и чувство спокойствия, поэтому у вас больше не останется вопросов «что посмотреть в Русском музее?».
Портрет Ахматовой
Один из самых известных портретов поэтессы Серебряного века. Про него даже сама Ахматова говорила: «Как в зеркало гляжусь». Хотя при этом работа долгое время не признавалась близкими и друзьями автора. Написан портрет в стиле кубизм художником Натаном Альтманом. Он начал писать его в 1913-м, а закончил в 1915-м. Альтман был знаком с Анной Ахматовой лично, поэтому у него получилось раскрыть на полотне ее внутренний мир, замкнутость и яркую внешность.
Прогулка
Кто скажет, что не видел этой картины ни разу в жизни — не поверим. Марк Шагал, автор этой работы, был одним из самых ярких представителей русского авангарда. Примечательно, что именно эта картина очень много впитала от жизни художника.
Изображен на ней его обожаемый город Витебск в его любимом цвете — изумрудном. Девушка, что парит в небе — его любимая жена. А паренек в костюме — он сам. Кстати, «Прогулка» не одиночная картина, а входит в состав триптиха вместе с «Двойным портрет с бокалом вина» и «Над городом».
Синий гребень
Яркие пятна в хаотичном порядке, вырисовывающие образы, подчеркнуты парой линий. Это о творчестве Василия Кандинского. Его работам часто посвящают выставки Русского музея. Но пока что главной работой в коллекции является «Синий гребень» как манифест свободе художественного замысла и живописи. Картина эта относится к ранним работам, которые были написаны еще в России.
Лунная ночь на Днепре
Черная как ночь… и по факту ночь. Правда, изначально она не была такой темной, все же глубина картины поражает. Мастер света Куинджи долго время искал идеальный образ Днепра и вот наконец в картине «Лунная ночь» воплотил его.
Главным изобразительным приемом у Архипа Куинджи была игра контрастов, игра света и тени. И здесь она выражена максимально ярко. Лунный свет не просто есть, он блестит и переливается. А подробности природы сжаты до минимума, осталась только сама суть.
Скульптуры
Анна Иоанновна с арапчонком
В музее вы найдете скульптуру императрицы Анны Ионанновны в натуральную величину. Изначально задумывалось, что скульптура будет стоять перед Зимним дворцом. Однако императрица не дожила до завершения работы. Ее автор Франческо Растрелли, который приехал в Россию по приказу Петра I, должен был не только украшать столицу, но и лить пушки. Скульптура является запечатлением одного из редчайших образцов коронационного парадного портрета в своем жанре.
А куда сходить с детьми в музей? Читайте и скорее сохраняйте нашу подборку: 20 бесплатных музеев Санкт-Петербурга для детей и взрослых.
Гименей
Работа скульптора Козловского находится в главном корпусе, в Михайловском дворце. Это был подарок ко дню бракосочетания сына императора Павла I Константина Павловича и принцессы Саксен-Кобургской, позже коронованной как Анна Федорова. Сам персонаж Гименей в древнегреческой мифологии был олицетворением брака и брачной песни.
Екатерина II — законодательница
Статуя создавалась для праздника в честь Екатерины II, и выбор скульптора пал на Федота Шубина. Он был мастером портретов и работал в основном в классицизме. «Екатерина II — законодательница» — аллегория на парадный портрет императрицы. Шубин всегда старался реалистично передавать образ в своих работах. И за эту он получил звание профессора.
Венера
Венера — богиня красоты, любви и брака. В какой-то момент в искусстве она утратила свои изначальные полномочия и превратилась для многих в символ обнаженного женского тела. У Ивана Витали работы получались нежные, и Венера не стала исключением. Скульптура как бы застыла в одном мгновении, когда девушка снимает с себя последнюю босоножку. Она уже вся оголена, но выглядит это настолько непринужденно и естественно, что в скульптуре нет ни грамма пошлости. Скорее приходите оценить это творение, если ищете, что посмотреть в Русском музее.
Мефистофель
Помните Васнецова с его перерисовками «Витязя»? Или как Врубель сошел с ума, все время меняя что-то в своем «Демоне»? В этой скульптуре Марк Антокольский тоже много экспериментировал и создал множество ее вариантов, добиваясь идеала. Только его мотивацией была мечта показать ее жителям Петербурга. И вот, по прошествию трех лет, ее выставили в Эрмитаже. А сейчас ее можно увидеть в Русском музее.
Туман
Единственная девушка-скульптор в нашей подборке. Анна Семеновна Голубкина создавала достаточно эмоциональные шедевры, добавляя в них собственное мироощущение и философию. «Туман» — это декоративная ваза, которую вы рассматриваете по кругу и наблюдаете, как один лик сменяется другим. Это похоже то ли на сон, то ли на фантом. Выполнена скульптура и в бронзе, и в мраморе.
Билеты и как добраться
Вспомним еще разок, что Русский музей — это не привычный музей в одном здании. Это целых 4 особняка в разных частях города. Главный корпус — это Михайловский дворец по адресу улица Инженерная, 4. Это самый центр Питера, буквально в 5 минутах ходьбы от станции «Невский проспект». Сначала вас встретит Петр I, а затем главный парадный вход. Однако осторожно, это не те двери, в которые вы сможете попасть. Вход в сам музей расположен как черный, и к нему вас направит указатель.
Попасть в Михайловский дворец можно в любой день, кроме вторника. В четверг двери открыты с 13 до 21, а в остальные дни — с 10 до 18.
Что по ценам?
Билеты в музей есть нескольких форматов. За простой вход и индивидуальную прогулку отдадите от 400 до 700 рублей. А на групповую экскурсию сходите за 800 рублей. Есть еще эксклюзивные экскурсии, которые проводят сами музейные хранители, потому что экспозиция — это фонд открытого хранения. За такую уже берут 1 200 рублей. В случае, если вы предпочитаете осматривать музеи в своем темпе, за 300–400 рублей можно взять аудиогид. Правда, нужно будет оставить залог в 2 000 рублей.