Дима Зицер: что не так со школьными оценками

За что педагоги критикуют школьную «святая святых»?
25 октября 2021, 08:00
0
893_large

Адепт гуманистического подхода в педагогике, директор школы неформального образования, учитель литературы и ведущий радиопрограммы «Любить нельзя воспитывать» Дима Зицер ругает школьную систему оценок давно и жестко — взять хотя бы его эссе «Изнасилование на пятерку»

Чем оценки не угодили известному педагогу? Все ж учились и выросли — и ничего. Давайте разбираться.

Не учитывают эффективность

Простой пример. Двоечник сделал в диктанте 20 ошибок и получил двойку. Отличник допустил всего одну ошибку и получил четыре. 

К следующему диктанту двоечник прилагает титанические усилия и вместо 20 ошибок допускает всего 8 ошибок, но снова получает пару. Отличник же играючи исправляет ту, единственную, и получает пять.

Вопрос: справедливо ли это? И есть ли благодаря этой системе оценок у двоечника хоть какой-то стимул продолжать стараться?

Почему дети не хотят учиться и что делать родителям — рассказывает Людмила Петрановская.

Слишком упрощают

Современная школьная система оценок — 5-балльная, но по факту активно используют всего 4 отметки. Беда в том, что это огромное упрощение. Слишком много явлений нужно описать всего лишь четырьмя отметками: и содержание работы, и опрятность выполнения, и глубину мысли, и отсутствие ошибок, и еще много чего другого.

В результате учитель часто в начале и в конце стопки тетрадей ставит оценку немного по разным критериям, особенно если речь идет о творческих работах. Но не перепроверять же всю эту кипу и не исправлять оценки! 

Многие школы мира уже отказались от оценок, но не все. Некоторые до сих пор практикуют физические наказания.

Лишены гибкости

В 4-балльной системе оценок (как мы уже выяснили) — две положительные и две отрицательные. Иногда еще можно поставить «+» или «−», чтобы хоть как-то повысить дифференциацию — и это показатель косности такой системы. 

Согласитесь, что 4 и 4− хуже отражают разницу, чем, например, 88 баллов и 72 балла. 100-балльная система дает гораздо больший простор для обратной связи учителю и для рефлексии — ученику.

Кстати, хорошие отцы меньше вовлечены в развитие детей, по сравнению с мамами. А чем они тогда вообще занимаются?

Эмоционально «подсаживают»

Оценки, как и любой вид конкуренции, быстро «подсаживают», как на иглу. Они дают понять: если у тебя 4 и 5 — ты хороший, все остальное — ты плохой. Ругают дома за оценки, родителей не беспокоят сами знания и их качество.

Следовательно, достаточно показывать сами оценки, а не стремиться к знаниям. Например, можно банально списать. Можно подделать дневник. Можно со слезами уговорить учителя. Можно даже по-честному учить уроки, но не потому что это интересно, а чтобы получить пятерку чисто для коллекции.

Оценки часто нервируют и ведут к непослушанию и конфликтам с детьми — что делать родителям? Рассказывают психологи и педагоги.

4-балльная школьная система оценивания — это инструмент манипуляции, который к педагогике не имеет отношения. Она была бы лучше и гибче, если бы в ней было больше баллов, но еще полезнее — обратная связь. 

Вместе с учеником разобрать, что получилось интересно, что было необычным и удачным, а над чем стоит еще поработать. Ведь мир именно так и устроен! Оценок нет нигде, кроме школы.

Школа и оценки последнее время сильнее волнуют бабушек, чем мам и пап. Что еще раздражает старшее поколение в современных родителях?

Ольга Горячева
  • Сейчас читают