Дмитрий Дюжев: «Я как психотерапевт: для меня роль — это мой клиент»

Известный российский актер и режиссер о мечтах о космосе, первой роли в детском саду и любви к Никите Михалкову
27 сентября 2016, 16:00
0
Дмитрий Дюжев: «Я как психотерапевт: для меня роль — это мой клиент, которого я должен понять и принять»

Дмитрий, кем вы мечтали быть в детстве? Неужели актером?

Как и все дети, я мечтал о разных профессиях. Я родился и долго жил в Астрахани. Как и многие мальчишки там, мечтал учиться в мореходке или в речном училище. Однажды летом отец сопровождал грузы на барже из Астрахани в Москву и взял меня с собой. Конечно, моим любимым местом стала капитанская рубка. Сам капитан относился ко мне благосклонно, хотя был довольно строг — вся команда его боялась. Меня же в рубку он всегда пускал. Довольно быстро я изучил предназначение всех приборов в рубке и даже научился ими пользоваться. Управлять штурвалом, ориентироваться по карте в направлении движения, знал с какой стороны нужно обходить буй белый, а с какой — буй красный. Не один раз случалось так, что капитан засыпал, а я не хотел или боялся его будить. Однажды во время такой ситуации я в одиночку вел судно в течение четырех часов! При этом место, которое он обозначил мне на карте как конечную точку, было, казалось бы, уже совсем рядом. Когда капитан проснулся, он обнаружил, что движемся мы в противоположном направлении…

Затем меня увлек космос. Я часто думал: каково это — увидеть нашу огромную планету со стороны? Меня восхищали космонавты: невероятно спортивные, сильные и отважные люди. Ведь надо понимать, что космонавтами могут быть единицы: сильнейшие физические нагрузки выдержит не каждый. Несмотря на то, что глобально мечты так и остались мечтами, моя нынешняя профессия позволяет мне частично, но все же воплощать их в жизнь. Например, в картине «Истребители» я сыграл летчика и даже сам летал на ЯК-17, хоть и на месте второго пилота. Моряка я, кстати, тоже сыграл. А сейчас, благодаря проекту «Звездный экипаж Барни», исполнилась и другая моя мечта — я познакомился с настоящими космонавтами, которые так же, как и я, являются членами жюри проекта. Но самое главное — мы вместе с «Барни» исполним мечты нескольких маленьких мальчиков и девочек-победителей конкурса, которые в конце сентября отправятся на Байконур и примут участие в запуске настоящей ракеты из первого детского центра управления полетами!

Помните свою первую роль?

Моя первая роль была мне доверена в детском саду. Тогда мы жили в Волгограде. Я играл рассеянного героя всем известного стихотворения. Воспитательница попросила меня залезть в шкафчик и объяснила, что, в тот момент, когда вся группа войдет в актовый зал на утренник и она скажет: «А вот и с улицы Бассейной к нам пожаловал гость!», я должен вылезти из своего укрытия и рассказать стихотворение от лица героя. Тогда я надел на руки колготки, на ноги — рубашку, и все шиворот-навыворот. И вот дети забежали в актовый зал, а я жду… Когда утренник закончился, я вышел из шкафчика, а воспитательница, увидев меня, воскликнула: «Ой, а я ж про тебя забыла, ну, пойдем переодеваться». С тех пор ролей было немало, но этот первый актерский опыт я запомнил на всю жизнь.

Как вы выбираете очередную роль?

Я выбираю роли по принципу «чего я еще не делал». Каждая роль знакомит меня с новой сферой, атмосферой, профессией… Ну и, конечно, я узнаю все нюансы жизни человека, которого мне предстоит играть. Возможность погрузиться в другую жизнь — это первое, о чем я договариваюсь с режиссером. Мы вместе обсуждаем и утверждаем образ моего героя, я знакомлюсь с деталями, пытаюсь понять, каков он: его привычки, ценности, настроения. А дальше я надеваю на себя целостный образ: мои руки, ноги, тело — это кукла. Это новый человек, которым я только управляю изнутри. И чем больше новый образ отличается от того, что я делал ранее, тем мне интереснее. Я как психотерапевт: для меня роль — это мой клиент, которого я должен понять и принять. Кроме прочего, я являюсь и адвокатом каждого своего героя. Какой бы ни был он плохой, я обязательно нахожу в нем что-то хорошее. Поэтому мне не страшно играть людей злых, людей жадных, умных, глупых, богатых, бедных... Я люблю, понимаю и, главное, принимаю каждого из этих героев.

Расскажите о самой любимой своей роли.

Каждый съемочный день, кого бы я не играл, — уникален. Я никогда не соглашаюсь на роли просто так, ради гонорара. Каждый раз я иду за персонажем, которого мне интересно изучить. Мне дорог абсолютно каждый персонаж, которого мне доводилось играть.

В прошлом году вы дебютировали как режиссер. Что вам ближе: профессия актера или режиссера?

Дебютировал я в 2011 году, когда закончил высшие режиссерские курсы Хотиненко, со своей короткометражкой «Братья». Произведение, кстати, получило два приза, а также мы представили его на двух международных фестивалях: во Франции и в Германии. Я вот имею за плечами 40 ролей, и при этом ни одной актерской премии у меня нет. Зато моя первая режиссерская работа получила несколько призов. Ближе, наверное, то, с чем ты живешь много лет… Но рассуждая о том, что интереснее, могу точно сказать — режиссура.

Если бы не актер, то кто?

Муж и Отец.

Поделитесь секретом успеха: откуда черпаете силы и вдохновение для работы?

Представители сферы публичной культуры должны все время следить за тем, кого слушать, как проводить время, в какой атмосфере находиться. Большие художники мирового значения иногда даже носят беруши в ушах для того, чтобы не погружаться в обыденность, сохранять уединение и, соответственно, вдохновение. Человек — это сосуд, который несет в массы культуру, а значит, он должен быть наполнен ею. Для этого ему необходимо слушать музыку, созданную только талантливыми музыкантами, смотреть хорошее кино, наслаждаться красивыми видами, черпать вдохновение в произведениях мировых художников, да и просто находиться там, где реальность дает возможность думать метафорами, образами, вдохновляет и наполняет для созидания. Все это — средства, с помощью которых я сочиняю кадры своего кино.

Можете вспомнить какой-нибудь курьез со съемок?

Во время полета на ЯК-17 я совершал элемент высшего пилотажа и так случилось, что мы сорвали высоковольтный провод, который обмотал наш самолет. Хорошо, что пилот попался знающий: сумел вырулить и мы благополучно сели.

Есть ли у вас кумир или пример среди ваших коллег?

Меня восхищает Никита Сергеевич Михалков: его умение работать, его усидчивость, многочасовой труд над материалами для кино. То, как он создает будущее произведение, то, как он играет в кадре — это магия. Таких волшебников мало, один из них — Михалков. Он из тех, у кого по щелчку хлопушки и по команде «Начали!» меняются глаза. Любую эмоцию можно сыграть различными способами, и многие из них можно заучить, но каким-то образом некоторые актеры могут менять свои глаза так, что через них ты увидишь уже другого человека. Это превращение, которому невозможно научиться. Иногда, работая с Михалковым, я боялся, что это уже не тот режиссер, с которым мы общались, что это уже командир дивизии.

Как вы справляетесь с неудачами?

Очень тяжело… Много переживаю, но всегда напоминаю себе: не я — причина этой неудачи. Конечно, если причина и правда не во мне, к неудачам нужно относиться философски. А вот если знаешь, что это ты сам чего-то не доделал, что мог бы лучше или иначе, то тут сложнее. На таких ошибках необходимо учиться, чтобы в следующий раз, попав в подобную ситуацию, делать все возможное и постараться не упустить свой шанс.

Если ли у вас хобби?

Охота.

Считаете ли вы себя счастливым человеком?

Безусловно.

Какие у вас профессиональные планы на будущее?

Скоро выйдет в прокат картина Ильи Учителя «Огни большой деревни», а также картина Веры Сторожевой «В зоне доступа любви», где я сыграл со Светланой Ходченковой.

Расскажите о вашем самом важном достижении.

Семья и дети.

Татьяна Федулова
  • Сейчас читают