
Илья, что вдохновило вас к выбору профессии?
Вдохновился я очень давно: начал заниматься цветами, садом, организацией пространства вокруг себя в прикладном смысле. А потом решил учиться на ландшафтного архитектора и таким образом оказался в профессии.
Если бы не ландшафтный дизайн, то что?
Даже не представляю. Ландшафтная архитектура для меня является призванием и миссией — и нет другого дела, которое могло бы ее заменить. Мне многое удалось сделать для переосмысления ландшафтной архитектуры как профессиональной отрасли в России. С моей помощью были созданы многие некоммерческие организации — Московское объединение ландшафтных архитекторов, Ассоциация ландшафтных архитекторов России. Также четыре года я был генеральным секретарем Международной ассоциации ландшафтных архитекторов (IFLA). Все это организации разных уровней и масштабов, но они созданы для развития профессии в целом. При моем непосредственном участии были созданы нормативные акты и профессиональный стандарт ландшафтного архитектора.
Не хочется иногда все бросить и начать заниматься чем-то совершенно другим?
Ландшафтная архитектура настолько «синтетическая» профессия, что чем-то другим заниматься не хочется. Но внутри профессии можно и нужно открывать новые грани, причем даже для самого себя. Например, 9 лет назад я открыл для себя зеленые крыши и углубился в их проектирование. Мы хотим создавать их в Москве, поскольку озеленение крыш значительно улучшит визуальный облик города и создаст современные и экологичные общественные пространства. Зеленые крыши — это отдельная отрасль внутри профессии. Есть и другие новые и самостоятельные направления, например, работа со стоковыми водами в городе, это тоже тема и экологии и эффективной урбанистики. Так что расширять свой кругозор и развиваться можно внутри профессии.
Есть ли у вас кумир или пример (среди коллег, близких людей или, может, знаменитых архитекторов)?
Ричард М. Дейли — мэр Чикаго с 1989 по 2011 год. Политик реализовал девиз «Начни с себя», построив зеленую крышу на здании мэрии в Чикаго. Дейли действительно заботился об окружающей среде, ее охране и воплощении этой идеи в мегаполисе. Долгое время наши города переживали период индустриализации и урбанизации, а сейчас они, наконец, открываются навстречу жителям — набережные, улицы и скверы создаются под эгидой «зеленого» строительства. Это очень сильный тренд во всем мире. Также покойная Заха Хадид для меня была очень важным вдохновителем. Мне удалось немного поработать с ее бюро над одним из московских объектов, чему я рад. Из отечественных архитекторов мне очень близки работы Михаила Лабазова.
Есть ли у вас любимое место в Москве?
Зеленая крыша на улице Шереметьевской, 34, созданная мной под девизом «Начни с себя». Крыша стала неким «оазисом» в районе Марьиной рощи и прекрасным местом для отдыха.
А на Земле?
Как ни странно, Шанхай. Из руин он за 15 лет превратился в настоящий город XXI века с развитой инфраструктурой и зелеными пространствами — парками, садами и набережными. В Шанхае теперь можно увидеть современную ландшафтную архитектуру. Южная Индия мне интересна с точки зрения духовных практик и традиционной архитектуры. Камерная и сельская Индия дает возможность путешественнику «копнуть глубже».
Расскажите о самом важном вашем проекте.
Проект детского центра «Сад ощущений», Wunderpark, предоставил нас чудесную возможность для творческой реализации. Мы создали функциональный сад для детей, поделенный на тематические зоны. Он позволяет детям всесторонне развиваться благодаря сенсорным элементам. «Сад ощущений» вмещает в себя звуковой сад, сад цвета и сенсорный сад, в котором дети учатся ощущать мир всеми органами чувств. Об успешности проекта ландшафтной архитектуры можно судить по людям — если люди пользуются и радуются, значит, он удался.
Расскажите о вашем новом проекте «Умный сад».
«Умный сад» — это сочетание классической культуры европейских садов и современных технологий, интегрированное в стиль барокко. Он победил в конкурсе садов на V юбилейном московском международном фестивале садов и цветов Moscow Flower Show. В эпоху барокко, без Интернета, телевидения и радио, парк был местом неформальных встреч, общения и игр. Этот внутренний смысл я и перенес в парковое пространство XXI века. В моем саду новейшие технологии переплетаются с хитрыми «обманками», топиарными фигурами и водными устройствами эпохи барокко. Посетители могут в буквальном смысле «войти» внутрь композиции, стать частью сада. Мы создали в парке интерактивный элемент — «Лица в парках».
Были ли неудачные проекты или проекты, к исполнению которых вы теперь подошли бы иначе?
Пожалуй, таких нет.
В чем состоит ваша глобальная профессиональная цель?
Сделать мир красивым, удобным, экологичным и наполненным смыслом.
Откуда вы черпаете вдохновение?
Мне очень близки разные виды искусства, например, живопись Кандинского, музыка… Искусство вдохновляет на поиски новых форм, идей и концепций, которые могут быть переложены на «язык» ландшафтной архитектуры. Кстати, у Александра Сергеевича Пушкина есть строки: «…и в летний сад гулять водил». Пушкин вдохновлялся садово-парковым искусством и писал свои замечательные работы. А я, как ландшафтный архитектор, наоборот, вдохновляюсь искусством и черпаю из него идеи для создания своих объектов.
Как вам кажется, достаточно ли одного таланта, чтобы стать успешным дизайнером или архитектором, или необходимы какие-то особые качества?
Я считаю, что талант — это один процент успеха. В моей профессии нужны масштабные знания в разных областях. Прежде всего — инженерные. Это и знания о почвах, о материалах и конструкциях, знания водной инженерии. Огромное значение для ландшафтного архитектора имеют сведения о физиологии и биологии растений. Познания в архитектуре и искусстве — мы работаем с пространством, поэтому законы восприятия, эстетики и пропорций тоже очень важны. Профессионал должен ориентироваться в таких смежных областях, как скульптура, живопись, графика и быть в курсе последних тенденций.