Как жили наши предки: интерьер уральской старообрядческой избы XVIII-XIX веков

Окунитесь в прошлое и познакомьтесь с бытом наших предков. Каким был их образ жизни на рубеже XVIII-XIX вв.? Читайте в 2-х частях!
18 марта 2015, 14:15
0
bp,f.jpg

Дом № 98 по улице Гагарина в городе Чайковском, стоит на своем месте с XVIII века, когда никакого города здесь еще не было, а была деревня Сайгатка. Точнее, с XVIII века стоит только половина дома: когда-то это была классическая шестистенная изба-связь, но в ХХ веке она была разделена между двумя братьями и половина сруба перевезена на другое место, оказавшееся впоследствии в зоне затопления Воткинского водохранилища, так что левая половина на фото – новодел:

старообрядческая изба

Но правая – аутентичная, и в ней практически всё осталось так же, как и сто лет назад, и бóльшая часть интерьера в ней – настоящая, «родная» здешняя обстановка, а не просто собранная по разным местам коллекция старых вещей, как это обычно бывает в других подобных музеях.

В 1960-х годах с хозяев было взято обязательство не менять внутреннее устройство своего жилища, а с 1989 года, когда последней хозяйке дома Т.Л. Дерюшевой была предоставлена квартира, здесь открыли филиал краеведческого музея.

старообрядческая изба

Когда-то деревня Сайгатка была вотчиной Осинского Преображенского монастыря; в 1727 монастырь упразднили «за малобратством», и деревня перешла в разряд государственных. Возможно, этот, относительно вольный, статус повлиял на то, что во второй половине XVIII века именно здесь обосновалось множество переселенцев-старообрядцев с Вятских земель и северных районов Прикамья, в том числе и семья Щелкановых, первых хозяев дома.

Приверженцы традиций, староверы построили свой дом и обустроили свой быт так, что избу можно во многом считать репликой еще более древних, традиционных русских жилищ XVI-XVII веков.

Дом и его хозяева в 1960-х гг

Даже печной трубы первое время не было, а дым выходил в окно-дымоволок на потолке, то есть изба была курной. Не путать с еще более примитивной черной избой, где дым выходил через окна и двери: дымоволок в потолке создавал (можно сравнить с устройством юрты или чума) приличную тягу, и дым не оседал по стенам и потолку жирным черным слоем, как в черных избах, а сразу направлялся в расположенный над дымоволоком деревянный короб-«боров», выводящий его за пределы чердака.

Если вспомнить о бактерицидном действии дыма и пользе вентиляции помещений, то можно понять, что у такого устройства были свои плюсы.

старообрядческая изба

Но, конечно, под самым потолком дым скапливался, поэтому полати находились низко.

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

Хотя бревна за столетнюю «курную» часть истории дома не особенно прокопчены в местах стыков – так, потемневшие от времени сосновые бревна. Кстати, обратите внимание на закругления вблизи углов, там где бревна соединены. Дом, как и положено настоящей русской избе, изначально был построен без единого гвоздя. Потолок, как и половицы – не из досок, а из плах – разрубленных вдоль пополам бревен.

интерьер страообрядческой избы

Зев печи был, после ее переоборудования, сужен (о первоначальных размерах можно судить по форме заслонки):

интерьер страообрядческой избы

Но сама печь сохранила классическую конструкцию, где в одной и той же камере и сгорали дрова, и готовилась пища. Жарили у входа в топку горящей печи, варили и парили непосредственно в топке при растопленной или догорающей печи, подогревали на шестке, пекли и томили внутри печи после топки. Там же можно было хорошенько пропарить простывшего, сразу совместив это дело с ингаляцией паром от отвара целебных трав или простого картофеля, и даже просто помыться.

интерьер страообрядческой избы

Справа от печи – аутентичный шкафчик для посуды (на котором алоэ стоит). Выглядит как новенький – светлый – потому что, как и многие другие предметы обстановки, сделан из липы: она не темнеет от времени.

интерьер страообрядческой избы

Однако конструкции (как и лавкам) больше ста лет, даже дверца крепится на деревянной оси:

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

Здесь хранилась посуда для членов семьи и общины. А в угловом шкафчике, правее, – учитывая особенности национального состава региона, здесь он назывался «татарский шкаф» – посуда для «чужих»: любых, не только мусульман, но и «обычных», никонианского толка, православных.

Путнику — в чашке воды, гостю — в угощении — староверы не отказывали, но никогда не ели с людьми иной веры из одной и той же посуды, держали на такой случай специальную, «мирскую». Если из «чистой», для хозяев, кружки пил незнакомый человек, то ее выбрасывали. Тут уже присутствуют более современные элементы: и гвоздики, и латунные петли – ну так это часть дома, жившего своей жизнью, а не просто музейный экспонат.

интерьер страообрядческой избы

Многие стороны быта традиционных крестьянских семей были жестко регламентированы, а у старообрядцев, сумевших сохранить уклад за триста лет преследований – в особенности. Место у печи (сейчас сказали бы «кухня») – серед, было вотчиной хозяйки, чужим туда ходу не было. Женщины во время выполнения домашней работы, требовавшей сидения на одном месте, располагались вот на этих лавках у окон, где было достаточно света для рукоделия:

интерьер страообрядческой избы

Желобок в подоконнике для отвода конденсата:

интерьер страообрядческой избы

Место хозяина дома – большака – было у двери (сейфа и крючков для одежды раньше не было, верхнюю одежду вешали на горизонтальную палку-очеп ближе к печке, чтобы успевала просохнуть):

интерьер страообрядческой избы

А во время обеда большак сидел в красному углу. Гостю ритуально предлагали за обедом сесть на место хозяина, а гость должен был отказаться, если он не священник (к какому толку принадлежали Щелкановы, и были ли у них священники, я как-то не отметил, но так бывало не только у старообрядцев). Без разрешения проходить за матицу – центральную балку потолка – гостю не разрешалось.

интерьер страообрядческой избы

С другой стороны от дверей – скамья, использовавшаяся для ночлега не очень желанных гостей (типа «хозяйка, пустите переночевать») – не залежишься:

интерьер страообрядческой избы

Можно было приставить скамеечку – например, вот такую, одним куском вместе с ножками из цельного ствола ели:

интерьер страообрядческой избы

К очепу под потолком – там теплее – цеплялась зыбка.

интерьер страообрядческой избы

Говорят, бабушки иногда привязывали к ноге тянущуюся к ней веревочку, чтобы, не отвлекаясь от рукоделия, можно было покачивать колыбель.

интерьер страообрядческой избы

В целом всё расположено вот так:

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

Виден вход в голбец. До создания Воткинского водохранилища дом стоял на деревянном фундаменте из лиственницы, которая под водой не гниет, а буквально каменеет. Мне дали подержать кусок – натурально, как камень.

интерьер страообрядческой избы

После затопления дом переставили на бетонный фундамент, чтобы не проседал. Раньше здесь можно было ходить в полный рост. Видно, что половицы – не из досок, а из плах.

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

Слева – рукомойник. Чтобы умыться, нужно сложить ладони лодочкой и большим пальцем нажать на носик – «чайничек» наклонится:

интерьер страообрядческой избы

интерьер страообрядческой избы

Старообрядцы маниакально чистоплотны в быту. Дом хозяева убирали несколько раз в день, печь подбеливали, деревянные полы, лавки, полки скребли вениками, ножами, оттирали песком каждую субботу.

интерьер страообрядческой избы

На обеденном столе, покрытом домотканой скатертью, должны стоять хлеб, соль и вода. Воду и другие емкости с продуктами нужно обязательно закрывать или переворачивать – чтобы бесы не залезли. Соль из солонки нужно взять и положить рядом с тарелкой, каждый раз присаливая пальцами, потому что «если в соль макаешь, то предаёшь Господа» (ведь соль враги Христа кидали ему на раны). Все эти сугубо религиозные правила и обычаи, как легко заметить, очень разумны и с материальной, гигиенической точки зрения.

интерьер страообрядческой избы

Фото Е. Харитонова специально для сайта toria-design.ru.

Продолжение следует.

Toria дизайн интерьеров
  • Сейчас читают