Зимой особенно приятно читать, завернувшись в плед и наблюдая за падающим снегом за окном. А читать захватывающие рассказы от петербургских авторов — еще лучше! Сегодня хотим познакомить вас с автором книг «777», «Дирижабль», «Пес», российским писателем из Петербурга Кириллом Рябовым. Его произведения — это взрыв эмоций, необычное происшествие на фоне бытового существования. А еще неприметные мелочи, вглядываясь в которые, погружаешься в мир одиночества, городской пустоты и детских воспоминаний. В 2021 году по рассказам писателя режиссер Дмитрий Месхиев снял фильм «Хорошие девочки попадают в рай». Одну из главных ролей в нем сыграла Юлия Пересильд!
Студент факультета журналистики и медиакоммуникаций Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) Егор Акулинин поговорил с Кириллом Рябовым о литературе и его отношении к писательскому делу, о работе в кино, о Петербурге и о том, каким для него стал 2024 год.
Источник: https://vk.com/szhigatel
— Давайте перенесемся немного в прошлое. Вы говорили, что учились в школе милиции. Почему решили пойти именно туда?
— Подтолкнула меня к этому начальник команды ВОХР-2 (военизированная охрана. — Прим. ред.) Лена Лебедева. Предыстория такая: мне в то время было 19 лет, я искал какую-нибудь подработку и от знакомого узнал, что есть такая организация ВОХР, туда берут вообще любого. Особенно охотно студентов, за молодость. Меня сразу и взяли. ВОХР — это не правоохранительные органы, это вольнонаемные люди при МВД, которые занимались охраной складов, фабрик, университетов, школ, магазинов и так далее. Какое-то время я там вообще работал без официального оформления.
Потом Лена сказала, что надо бы оформиться, тогда дадут форму — летний и зимний комплект. Я оформился. Комплект формы дали, правда, только летний. Зато можно было бесплатно ездить в общественном транспорте. Тогда для сотрудников МВД проезд был бесплатный. Нас, вохровцев, это не касалось. Но с человека в форме обычно за проезд не спрашивали. После оформления, через пару месяцев, Лена подходит ко мне и говорит: «Пистолет хочешь?» — «Хочу, конечно. Где получить?» — «В оружейной комнате. Но сначала надо пройти курсы подготовки, всего месяц». Я подумал, ну почему бы нет, может, что-то полезное узнаю. Будущих сотрудников милиции и нас, вохровцев, учили по отдельности. В общем, месяц я отучился, вернулся в отдел, получил пистолет и пошел сторожить то ли склад, то ли фабрику. Уже не помню. Посты чуть ли не каждый день были новые.
Источник: https://vk.com/szhigatel
— А почему решили покинуть органы?
— Чуть больше года я там отработал. Скучно стало. Решил что-то новое попробовать. Правильно будет сказать, я не органы МВД покинул, а сменил работу. А вскоре и ВОХР перестал существовать.
— В некоторых интервью вы говорили, что назвать себя писателем среди незнакомых людей для вас как-то стеснительно. Почему?
— Не то что стеснительно, просто странно. Не знаю. Думаю, многие и не поймут. Да и зачем? Чтобы себя порекламировать что ли?
«Году в 2007 у меня была страница на сайте «Проза.ру», и я там себе выбрал такое имечко — Сжигатель трупов. Довольно спонтанно. Потом некоторое время некоторые знакомые меня иногда называли Сжигатель. Но это уже все забылось. Остались только моя книжка с таким названием и Telegram-канал».
— В интернет-ресурсах про вас написано, что вы продолжаете мотивы Камю и Хармса. Что думаете по этому поводу?
— Кто-то придумал это, по каким-то причинам. Ну, значит, что-то увидели, какие-то мотивы. Я бы себя не назвал продолжателем традиций ни Камю, ни Хармса, но если кто-то считает иначе, я не возражаю.
— Не так давно свет увидел фильм «Хорошие девочки попадают в рай», снятый по мотивам ваших рассказов. Вы работали над созданием сценария? Что для вас этот фильм: попытка популяризировать свои книги или способ посмотреть на свое творчество с другой стороны?
— Не совсем так. Сценарий фильма полностью написал Дмитрий Месхиев по трем моим рассказам. Я никак не участвовал. Для меня это был в первую очередь шажок в другой мир, мир кино, волшебный мир кино. А я очень люблю кино. Вскоре после ВОХР я подрабатывал, снимаясь в массовках разных фильмов и сериалов. Не ради денег, деньги там скромные, а просто безумно интересно было. Ну а тут уже другая ступенька. Можно было приехать на съемочную площадку, посмотреть в режиссерский монитор, пожать руки актерам, побродить с важным видом. Разве не круто? А сам фильм — это отдельное произведение, я и смотрел на него больше, как на отдельное произведение, хотя и с изрядной долей ревности и переживаний, что где-то что-то убрали, заменили или кто-то не так сыграл, как мне представлялось. Насчет популярности, ну, тоже важно, хотя я, правда, об этом думал гораздо меньше. Но особого всплеска популярности не случилось благодаря фильму.
— А что для вас значат награды и премии? Персонаж романа «Дирижабль» — обиженный писатель, который не получил литературную премию. Присущи ли вам похожие чувства?
— Я уточню, что герой «Дирижабля» не обиженный писатель, который не получил премию, а писатель, который вроде как закончил с писательством, но получил вдруг «предложение, от которого невозможно отказаться», как говорилось в известном фильме. Про обиду на коллегу и спонтанное желание отомстить — это, конечно, все шуточки, а не личные чувства. Притом небольшой эпизод в романе.
Награды и премии — вещь хорошая и нужная любому писателю. Досадно, конечно, когда пролетаешь мимо. И радостно, когда получаешь. Наверно, у всех так. Кто-то, может, всерьез обижается, если мимо. Это тоже нормально. Каждый считает, что его книга самая лучшая и важная. Так же, как каждый нормальный родитель считает, что его ребенок самый лучший.
— Кстати, а как вы относитесь к критике и отзывам на ваши книги? Читаете или вам все равно?
— Читаю, мне интересно, конечно. К прочитанному отношусь по-разному.
«Меня больше люди вдохновляют, а не места. А из любимых мест — Озерки, Васильевский остров, Петроградка. Еще люблю район площади Мужества — 2-й Муринский, Мориса Тореза, Энгельса, Светлановский. Там еще есть парк Лесотехнической академии, очень хороший. Парк Сосновка тоже рядом», — Кирилл Рябов о любимом месте в Петербурге.
— Эдуард Лимонов, которого вы считаете сильным писателем, говорил, что роман — это устаревший вид литературы. Вы согласны с ним?
— Романы пишут, издают, люди читают. Довольно много и активно. Значит, не устаревший вид.
— А какой жанр вам кажется наиболее современным и подходящим для чтения у молодежи?
— Кому что нравится. Я бы только посоветовал читать побольше хороших книг, любые жанры, чего душа просит, и пореже залипать на каналы и чаты в «телеге». Сам стараюсь поступать именно таким образом.
Источник: @_szhigatel_
— В 2013 году вы сказали, что прожить на одни только литературные заработки в России невозможно. Вы по-прежнему считаете так или ситуация улучшилась?
— Если речь о гонорарах за книги, то ничего не изменилось. Может, даже хуже стало. Если добавить сюда премии, права на экранизации и постановки, то можно прожить, наверное.
— Если бы пришлось отказаться от всех книг и оставить только одну, какую бы свою книгу вы выбрали и почему?
— Я бы не стал ни от чего отказываться. Все, что написано, и даже то, что кажется неудачным, важно и дорого мне. Отказаться — это как предать себя. Я, может, хотел бы отказаться от каких-то своих слов и поступков, которые были в жизни, но тоже никак нельзя, это уже есть, со мной до конца.
Источник: https://vk.com/szhigatel
— Какой совет вы бы дали начинающему писателю?
— Побольше гулять, спать, правильно питаться, избегать вредных привычек. Но, впрочем, можно делать ровно наоборот. На писательстве до какой-то поры это все равно никак не скажется. Поэтому посоветую не бояться попадать в глупые и неловкие ситуации.
— И финальный вопрос. С какой книгой или стихотворением у вас ассоциируется ушедший 2024 год?
— Лично для меня с романом Ивана Гончарова «Обломов». Ощущение, что я только спал и ничего не делал вообще. Хотя меня это ощущение преследует всю жизнь. А если в общем и целом, то с фразой моей бабушки: «Год прошел, и слава богу!»
Про наследство детям, угрозы от «Макдональдса» и дела «Жизньмарта» в Дубае рассказал Иван Зайченко.
Читайте интервью по ссылке!