![1__Oblozhka.jpg](https://st22.styapokupayu.ru/images/blog_posts/covers/000/270/990_large.jpg?1611058329)
От годовасика (надеемся, вы понимаете тайный язык мам) никто не ждет самостоятельной игры. Малыш, который в жизни не оставался один ни на минуту, не сможет сам себя занимать.
Но вот перед вами мальчик или девочка 2–6 лет, у которых горы и океаны игрушек — нам такое в детстве и не снилось! Игрушки пылятся по углам, а детка ноет, что нечем заняться.
Самое нелепое в такой ситуации — выйти из себя и потребовать «развлеки себя сам!» Ребенок только еще сильнее захочет быть рядом с мамой, потому что ему неуютно от родительского недовольства. Как быть?
Чтобы ребенок не скучал сам с собой, ему нужно не так уж много:
минимум ограничений, чтобы для игр использовать самые разные предметы;
хорошая фантазия для придумывания занятий;
много внимания от взрослых, чтобы малыш был «напитан» до предела и просто мечтал поиграть самостоятельно.
Как же это организовать?
Мало запретов
Это важно, чтобы полет фантазии не спотыкался каждый раз о запреты. Волнуетесь? Обезопасьте пространство, чтобы не волноваться о ребенке и не заглядывать постоянно к нему (вы-то просто проверяете, а малыш получает сигнал «быть одному опасно»).
По нашему опыту, достаточно убрать опасные и хрупкие предметы подальше, поставить замки на окна и ящики и заглушки на розетки — теперь можно оставлять ребенка в его пространстве для игр.
Ребенок должен знать, чем можно пользоваться. Стоит заранее оговорить, какие родительские вещи нельзя брать ни в коем случае: документы, сумки, кошелек или очки. Возможно, ваш список будет длиннее. Но все, что не названо, разрешено.
Развитие фантазии
Чтобы самостоятельные игры были захватывающими, должно быть развито воображение.
В этом помогает чтение вслух с раннего детства и даже после того, как ребенок начнет читать и выбирать сюжеты самостоятельно. Книги обогащают фантазию и помогают придумывать игровые варианты.
Также в детской должно быть много «открытых» игрушек (из списка недооцененных родителями развивающих пособий). Речь идет о предметах, не рассчитанных только на один вариант игры: конструкторы, машинки, кубики, куклы — все, что можно использовать не только так, как задумывал производитель.
Поощряйте фантазию. Капитан Очевидность назовет ковер-самолет обычной подушкой, а умный родитель похвалит ребенка за удачную придумку! Иногда можно помочь с постройкой домика из покрывал и тоже порадоваться, какая хорошая идея появилась у ребенка.
Важное правило, которому следовать сложнее всего: ограничьте мультфильмы и игры на планшете. Детский мозг быстро привыкает, если для развлечения не нужно напрягаться, и «не хочет» работать над самостоятельной игрой.
Родительское внимание
Чтобы ребенок не испытывал дефицита родительского внимания, можно привлекать его к домашним делам, например, вместе стряпать печенье. Конечно, с малышом затягивается и развешивание белья и мытье пола, но так он почувствует себя нужным, помощником. И затем спокойно пойдет играть сам, пока мама пьет чай после домашних дел.
Если ребенок не хочет оставаться один, можно в каждой комнате организовать ящик с игрушками. На кухне это может быть шкаф с безопасной кухонной утварью: кастрюли, крышки и поварешки.
Можно тренировать отсутствие мамы с годовалого возраста. Для этого подходят игры в прятки или в «ку-ку», чтобы ребенок хотя бы на пять минут остался один и не пугался.
Хорошо помогает игра по таймеру. Объясните ребенку, что, когда зазвонит будильник, мама пойдет заниматься своими делами. Конечно, сначала такая ситуация будет вызывать детский протест, но в дальнейшем малыш привыкнет и перестанет возмущаться.
И не забывайте хвалить самостоятельно поигравшего ребенка за его грандиозные постройки: беспорядок — это традиционная родительская плата за свободное время. Главное — не оставлять в доступе несмываемые маркеры и белые стены.
Помочь детям перейти от совместных с мамой игр к самостоятельным, помогут наши подборки: