Телефон продюсера Comedy Club Санкт-Петербург Степана Пестрякова звонит каждые 5 минут, но, несмотря на это, Степан спокоен и выглядит так, будто только что вернулся с жаркого курорта: легкая спортивная куртка, взъерошенные волосы и этнические украшения.
У тебя на браслете написано NOW, это что-то значит?
Этот браслет — подарок от друга и партнера, и он достаточно четко отражает все происходящее, мне нравится. Я не ношу часы, а когда нужно что-то делать (смотрит на браслет) – понимаю, сейчас!
И какая сейчас у тебя и твоей команды основная цель?
Как у продюсерского центра у нас задача помочь артистам зарабатывать юмором себе на хорошую качественную жизнь. И хочется, чтобы на вопрос «кем ты хочешь стать?», родители, получив ответ «комиком», не говорили «ты что, с ума сошел?», а относились к этому как к понятной профессии.
Но часто, когда говорят о процессе творчества комиков, сразу представляется какая-нибудь задымленная комната, где в общем угаре сочиняются шутки. Это действительно так?
По-разному. Взять, например, шоу Stand Up: там ребята откровенно 8-10 часов в день проводят в офисном помещении и относятся к этому как к понятной работе — садятся и пишут.
То есть создание шуток — это серьезный процесс?
Очень. Успех будет только в том случае, если работать много, плотно, четко и не заниматься больше ничем, кроме одного конкретного направления. Дима Билан же не бежит на сцену после того, как отработал смену на заводе. В юморе действуют те же законы.
А как научиться хорошо шутить?
Это чистой воды навык. Как качается мышца, так качается и некая юмористическая мышца. Можно приходить на наш открытый микрофон по вторникам. Там, кстати, бывают и так называемые «хеклеры» – люди, которые что-то выкрикивают из зала. «Отрабатывать хеклера» – это тоже определенный навык комедианта, который можно развить, только выступая чаще. Сидя дома этому не научишься.
Хеклеров специально сажают в зал?
Нет, это случайные люди. Есть даже «правильные хеклеры»: они выкрикивают такие вещи, на которые можно как-то хорошо отшутиться.
То есть открытый микрофон для комика — это вроде как тестовый показ для фильма?
Да, а есть еще технические вечеринки, куда мы по спискам собираем гостей, и они оценивают выступление как фокус-группа.
Правильно я понимаю, что такие вечеринки проходят в барах, где есть алкоголь? Выпившего зрителя проще рассмешить. Этот факт не влияет на «чистоту эксперимента»?
Ну не на столько. Гости собираются в течение часа, после этого сразу начинается шоу. Все абсолютно адекватные и трезво воспринимают происходящее. Это же не ночные вечеринки, где играет 7 часов диджей, а после этого кто-то выходит и пытается пошутить.
И все-таки, как человеку, не практикующему stand up у открытого микрофона, научиться хорошо шутить? С чего начать?
Многие удивляются, но есть книги о том, как писать юмор. Из основных — Comedy Bible Джуди Картер и «Что такое КВН» от редакторов Высшей лиги КВН Михаила Марфина и Андрея Чивурина.
Первая книга, которую ты порекомендовал, написана в США. А чем наш юмор отличается от американского?
В России зачастую не готовы к темам, на которые шутят за рубежом. Я же считаю, что смех — это расслабляющий фактор: есть проблема — посмейся над ней и станет легче. А у нас в силу ментальности люди не над всем готовы смеяться. Кстати, одна из самых попадающих в точку тем — отношения мужчин и женщин. Она в России никогда не иссякнет. И то разное отношение, когда приходят парами и когда компаниями. Условно, пришел стол мужчин, и они смеются легко и громко, или вот пришел мальчик с девочкой, и мальчику над чем-то уже смеяться нельзя. Это опять же российский менталитет.
Понятно, что в США этот жанр комедии развит лучше, а как изменился за 10 лет наш российский Comedy Club?
В 2005-2010 годах был пик гламура. Все звезды были в золотых цепях, в браслетах, и людям нравился китч. И тогда юмор был таким же, а Comedy Club находился на самом невероятном пике. Чуть позже это все успокоилось, стало мягче. Comedy Club и сейчас сохранил свою аудиторию, но появился жанр Stand UP и одноименная программа на телеканале ТНТ — это уже более народный бренд, где человек, буквально выбежав из метро на сцену в клетчатой рубашке, рассказал о том, что беспокоит его и зрителя.
То есть комики такие же веселые в жизни, как и на сцене?
Зачастую да. Нельзя быть открытым на сцене и замкнутым и скромным в жизни. Наибольшего успеха добиваются те, кто ведет себя максимально искреннее. Зритель чувствует фальшь. Есть, конечно, сценический образ, как Артур Пирожков у Александра Реввы. Но, несмотря на то, что в Артуре есть некоторые утрированные нотки Саши, все равно понятно, что это персонаж.
А депрессия у комиков бывает?
Ой, думаю да, очень часто. Ведь очень тяжело, кода ты идешь одной и той же дорогой и на протяжении долгого времени не можешь добиться успеха. Мне кажется, каждый комик такое в жизни преодолевал. Это как в бизнесе: когда ты открываешь стартап, есть правило 10 000 часов работы, а это примерно 8 лет. В комедии то же самое. Поэтому нужно добиваться каких-то маленьких целей, промежуточных, чтобы радовать себя и не уйти в тяжелое состояние.
Были случаи, когда комик бросал юмор?
Да, за 10 лет работы достаточно много таких людей было.
Почему?
Не видели для себя перспектив. Это нормально. Люди приходят, люди уходят. Самое грустное, когда человек прядка 10-15 лет этим занимается и никак не может себя в этом реализовать. Хотя в комедии возраста нет, например, у нас сейчас начала на большой сцене выступать девочка, которой всего 16 лет. Я считаю, основная проблема, когда ты на протяжении длительного времени не можешь найти себя.
И все-таки, в чем главный бонус жизни комика?
В комедии нет возрастов. Вот Евгений Ваганович Петросян сейчас с юбилейным концертом гастролирует и получает удовольствие от жизни, радуя людей. Еще я всегда говорю, что с точки зрения психологии, если у тебя что-то есть внутри, чем ты хочешь поделиться, выходишь на сцену и изливаешь это. У комиков доступ к такой терапии абсолютно свободный. После этого тяжесть груза спадает, и ты легче идешь по жизни. Для меня юмор в целом это приятное дело, которым я живу, с ним гораздо проще относиться ко всему. Улыбнись – и иди дальше.