Суровое детство: как воспитывали детей в античности (никому не пожелаем)

По сравнению с ними, наши дети — просто счастливчики!
08 ноября 2021, 08:00
0
Oblozhka.jpg

Сегодня сложно достоверно сказать, как строилось обучение детей в Древнем мире. Однако благодаря находкам и древним текстам, которые обнаружили археологи, можно предположить, что детям в античности жилось не сладко.

«Детей бить можно и нужно» 

«Учи его, пори его! Ста­рай­ся, друг, мальчишку наво­ст­рить…» — писал Аристотель в назидание своим современникам. И это не шутка. Насилие в воспитательном процессе было разрешено и всячески поощрялось.

Чтобы стимулировать детей на хорошую учебу, их били палками или розгами. Мамы и папы не имели ничего против. Впрочем, этому есть объяснение. Родителей «невоспитанных» детей общество в те времена прилюдно высмеивало. Видимо, никому не хотелось быть униженным на главной площади за хулиганства нерадивого сына. 

Сегодня родители учатся бороться с плохим поведением без рукоприкладства. Советы Людмилы Петрановской и Димы Зицера (что делать, если ребенок не слушается) помогут вам в этом!

Но самым суровым, безусловно, было воспитание в Древней Спарте. К физическим наказаниям добавлялась еще и аскеза.

«Не ребенок, а маленький солдат»

В Древней Спарте со слабыми и больными детьми обходились жестоко. Отец мог сам лишить младенца жизни, если видел, что из него не выйдет хорошего воина. В некоторых случаях вопрос о жизни ребенка решался на общем совете. 

С семилетнего возраста детей помещали в прямом смысле в спартанские условия. Они много упражнялись в беге и владении оружием, мало ели, спали на жестких нарах и носили на себе минимум одежды. 

Девочек тоже развивали в основном физически, чтобы впоследствии они могли рожать здоровых детей.

Гармоничное развитие личности

Древние греки в этом плане были значительно гуманнее и дальновиднее. Упор в детском развитии делали не только на физические упражнения, но и на интеллектуальную сферу.

Юноши изучали точные науки, литературу, музыку, а также развивали полезные навыки (soft skills, как их сейчас называют): логику и аналитическое мышление. В Древнем Риме умственному развитию тоже уделяли много внимания, в особенном почете было искусство риторики и ведения споров — этому детей обучали в специальных школах.

Родитель — на первом месте

Если современные родители стараются воспитывать детей в мягком, недирективном подходе (вот 5 цитат Юлии Гиппенрейтер о гармоничном воспитании), то в античности родитель был по умолчанию главным (и правым). Так, за общим столом дети не имели права взять пищу раньше родителя. Ослушаться отца считалось непростительной провинностью.

Однако, по мнению Платона, если родители не дали ребенку образования, он освобождается от обязательств перед ними.

Мальчики лучше девочек

В античном обществе сыновья ценились выше дочерей, так как именно они должны были в будущем способствовать процветанию семьи.

Развитием девочек особо не занимались — максимум, что они умели, писать и читать. Что уже, на самом деле, неплохо! В России образованием женщин занялись только в XVIII веке, да и то получилось не очень: Голод и унижения: как жили и чему учились воспитанницы Смольного института. Основное «женское» обучение было сосредоточено в области домашнего хозяйства. 

В детстве девочка была полностью подчинена своему отцу, а потом переходила во власть мужа. 

Хочешь игрушку? Сделай!

Малышам игрушки давали родители, а вот детям постарше приходилось заботиться о себе самостоятельно. Они сами лепили из глины и воска солдатиков и вырезали из дерева фигурки животных. Более сложные игрушки — типа воздушных змеев и качелей — ребятам помогали делать взрослые. В целом все детские игры моделировали реальную жизнь и были направлены на подражание старшим. 

До семи лет — мальчик, после тринадцати — мужчина

До 6-7 лет мальчики жили на «женской» половине. Отец в этот период почти не участвовал в воспитании сына, отдавая бразды правления в этом вопросе матери и многочисленным нянькам.

Однако, едва ребенку исполнялось семь лет, его начинали обучать «мужским» навыкам: верховой езде, искусству владения оружием, а также счету, чтению и письму. 

После 13 лет ребенок становился взрослым. Он относил свои игрушки в храм Аполлона, символически прощаясь с детством, и приступал к изучению «взрослых» наук и даже мог вступать в брак. 

Отцовское воспитание — важный и непростой вопрос и в наше время. Читайте интервью с мужчинами о родительстве.

В Древней Греции не было принято баловать детей, и воспитание было довольно строгим. Как вам кажется, есть ли смысл добавить что-то из античного воспитания в современную систему?

Мария Помозова
  • Сейчас читают