Как воспитывать детей: 7 золотых правил и 5 работающих методик от экспертов и из личного опыта

Кнут и пряник? А может, уважение и любовь?
16 августа 2024, 12:30
0
Oblozhka_portalnaya_800x800.jpg

Каждый родитель задавался вопросом, как правильно воспитывать детей? Мы волнуемся, какими они вырастут, станут ли хорошими и добрыми людьми. А сколько страхов сопровождает современных мам и пап! И самый главный из них — что делать, чтобы не травмировать малыша и одновременно не дать ему чересчур много свободы, которая портит. Где та золотая середина между кнутом и пряником? 

Воспитание детей требует времени, усилий и багажа знаний. Можно действовать по наитию, читать книги или просто использовать те же методы, что и наши родители. А можно воспользоваться советами, которые мы собрали для вас в этой статье. 

Подключили экспертов и собственный опыт, чтобы рассказать обо всем, что знаем!

Содержание

Главные правила в воспитании детей

Любите своих детей

Российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская уверена, что воспитание ребенка невозможно без любви.

«Надо постараться с ним [ребенком] познакомиться, присмотреться к нему и понять, какой он», — уверена она. 

Согласна с этим и психолог Людмила Петрановская, которая подчеркивает, что родители, «должны принимать [ребенка] таким, какой он есть». И эта та работа, которую мамы и папы «делают всю жизнь».

Книга маст рид, которая поможет понять всю глубину отношений ребенка и мамы: Татьяна Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

Но не ставьте их в центр семьи

Да, может прозвучать странно, дети же радость и цветы жизни! Мы готовы из кожи вон вылезти, но дать своему ребенку все самое лучшее. Только вот такое воспитание детей не приведет ни к чему хорошему, предупреждает Франсуаза Дольто — французский педиатр и классик детского психоанализа. 

«Нужно, чтобы желания взрослого пол­ностью были устремлены на жизнь сообща с другими взрослыми, и чтобы он помогал малышу, который находится на его попечении, стать самим собой в окружении его собственной возрастной группы», — уверена Дольто.

Мир не остановится, если вы сходите в кино или поедите вкусненького, а не будете жертвовать собой ради ребенка.

Рекомендуем почитать по этой теме: Татьяна Петрановская «Selfmama. Лайфхаки для работающей мамы», Друкерман Памела «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» 

Избегайте чрезмерной критики

Обращали ли вы внимание, как часто делаете замечания, одергиваете своего ребенка, подшучиваете над ним? Или вмешиваетесь в дела чада, если у него не получается что-то с первой попытки? А между тем такие методы воспитания детей оказывают на развитие малыша пагубное воздействие. 

Воспитывать ребенка — не значит постоянно ранить его своим сарказмом. Помните, дети склонны верить словам взрослых. Если вы каждый день говорите, что ваш ребенок «неправильный», то он начнет считать себя именно таким. 

Читайте 55 советов по воспитанию детей, которые помогут вырастить по-настоящему счастливого человека

Поощряйте независимость ребенка

Это нормально, когда дети стремятся к самостоятельности, говорит профессор психологии и эксперт по подростковому возрасту Лоуренс Стейнберг. 

Родители устанавливают ограничения и правила — это то, что от нас требуется, ведь мы несем ответственность за воспитание детей, их благополучие и безопасность. Но нельзя всю жизнь контролировать ребенка. Чтобы добиться успеха в жизни, ему нужно научиться самостоятельности.

«Многие родители ошибочно приравнивают независимость ребенка к бунтарству или непослушанию. Дети стремятся к независимости, потому что в человеческой природе заложено желание чувствовать себя хозяином положения, а не подконтрольным кому-то другому», — напоминает профессор.

Читайте по теме: А потом они ничего не хотят: 4 фразы, которыми родители тормозят врожденную инициативность ребенка 

Не реализуйте за счет детей свои мечты

Часто неоправданные ожидания от детей возникают из-за того, что у самих родителей есть неудовлетворенные потребности или нереализованные мечты. 

Помните, что ребенок — это отдельная личность. Поэтому собственные мечты и планы реализовывайте сами, а не навязывайте их малышу. 

«Если вы мечтаете о чем-то, что вам не было дано, сделайте это для себя! А своему ребенку позвольте быть к этому равнодушным», — подчеркивает психолог Людмила Петрановская в своих лекциях. 

Многие методики воспитания детей строятся на идее, что родители должны давать свободу ребенку с самого рождения. Не стоит навязывать детям определенные взгляды и позицию, лучше создавайте поддерживающую среду и помогайте малышу, когда это действительно необходимо.

Читайте также: Ребенок не слушает и не слышит родителя: 4 толковых совета от эксперта, как наладить доверие с бунтарем

Научите ребенка выстраивать личные границы

Личные границы — это черта, которую нельзя пересекать в общении. У ребенка должно быть право отказаться обнимать кого-то на прощание, а у подростка — право на личную жизнь. 

Современные методы воспитания детей акцентируют внимание на уважении к личности и потребностям ребенка. Умение сказать «так со мной поступать нельзя» — это очень важный навык, который позволит ему не только стать самостоятельнее, но и научиться защищать себя. 

Читайте также: 4 привычки, которые помогут ребенку быть эмоционально устойчивым и не переживать по пустякам 

Нет никакого «правильно»

Эту восхитительную фразу я позаимствовала у одноименного подкаста. И смысл ее в том, что никто не скажет вам, как правильно воспитывать детей. Звучит банально, но, вообще-то, очень важно помнить: каждый ребенок уникален. И не существует той самой одной-единственной идеальной методики воспитания детей, которая бы подошла всем. 

Франсуаза Дальто советует не сравнивать детей с их сверстниками, а себя — с другими родителями. Вместо того чтобы постоянно стремиться к «норме», лучше спокойно идти своим путем.

Об этом же говорит и Татьяна Черниговская:

«Все дети развиваются с разной скоростью. Всякие таблички с тем, кто что должен уметь в каком возрасте — они для учебника хороши, а для жизни они не хороши».

Методики воспитания детей

Вот что говорит о воспитании педагог, психолог и мама четверых детей Наталья Фадеенко.

Наталья Фадеенко

Наталья Фадеенко

Педагог, психолог, мама четверых детей

Руководитель и основатель частной школы «Другими глазами», эксперт в области эффективного обучения.

Методик образования и воспитания очень много, и у каждой из них была своя причина родиться. Но при этом и каждая из них в любом случае пропускается через жизненный опыт конкретного человека.

Поэтому, прежде чем выбрать для себя определенную методику воспитания, оцените:

  • Делает ли эта методика ребенка самостоятельным, воспитывает ли гибкость, дает ли высокую адаптацию к любым изменениям?
  • Обладает ли достаточной харизмой педагог, который будет обучать ребенка, чтобы вести его за собой?
  • Каково взаимодействие с родителями? Слишком большая вовлеченность может обесточить родителя (ведь у него есть свои «взрослые» дела), а отсутствие участия в процессе обучения демотивирует ребенка.

Помоги мне сделать это самому. Педагогика Монтессори

Возраст: от 0 до 6 лет 
Особенности: поощряется самостоятельность и инициативность; дети учатся в своем темпе; знают личные границы других и себя.

Пожалуй, самая популярная методика воспитания детей, которая на слуху чуть ли не у каждого родителя. Особенность ее в том, что она дает возможность выбирать — чем заниматься, где, с кем и как долго. 

Основательница, Мария Монтессори, считала, что дети в состоянии сами придумать для себя занятие, будь то рисование, чтение или переливание воды из кувшина в кувшин.

«Мы можем научиться только тому, в чем у нас есть возможность тренироваться», — подчеркивает заведующая кафедрой психологии Международного Института Монтессори-педагогики Елена Баканова. В том числе умению принимать решения и делать выбор.

Взрослый при таком подходе поддерживает малыша, не критикует его и не навязывает собственное мнение.

Упор в воспитании детей дошкольного возраста делается на развитии мелкой моторики и чувств. Последователи подхода считают, что методика улучшает речь, внимание и память. Все игрушки в монтессори-садах сделаны из природных материалов и отличаются по текстуре, чтобы детям было интересно их сортировать, нанизывать или угадывать на ощупь. 

Совместная работа по дому — еще один способ практиковать методы воспитания детей Монтессори. Подключите ребенка к приготовлению ужина или уборке, пересадите вместе с ним цветок или рассортируйте его одежду для стирки. Так он научится ответственности на реальных примерах. 

Читайте также: 7 популярных методик раннего развития детей: рассказываем о плюсах и минусах каждой

Первый год — самый важный. Методика PEKiP, или «Родители и дети»

Возраст: до 1 года
Особенности: формирование связи «родитель — ребенок»; возможность развиваться в своем темпе; поддерживающее сообщество родителей и детей.

Аббревиатура расшифровывается как Prager Eltern Kind Programm — Парижская программа «Родители и дети». 

Как и другие методики воспитания детей дошкольного возраста, PEKiP ставит в приоритет развитие малыша. Поскольку занятия по этой программе начинаются практически с самого рождения, акцент здесь делается на игровых упражнениях и тесном взаимодействии взрослого и ребенка.

Что это значит? Согласно теории привязанности в первый год жизни у ребенка выстраивается эмоциональная связь с родителем. Одна из задач занятий по данной методике — наладить этот контакт, научить взрослого понимать ребенка и откликаться на его потребности. 

Младенец, хоть ему нет еще и годика, полноправный участник процесса. Вместе с мамой он переворачивается на животик, учится пинать мяч, перебирает игрушки. И главное — все в своем темпе, не нужно спешить и обязательно делать «как другие». Наоборот, «ребенок никому ничего не должен, он имеет право выбора», — подчеркивает психолог и педагог Ольга Попова, адаптировавшая PEKiP в России. 

Двигательные игры этой методики развития и воспитания детей очень просты, и их могут освоить любые родители в домашних условиях. Все они собраны в книге Лизель Полински «PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни»

Если есть возможность, стоит попробовать поучаствовать в групповых занятиях. Такие встречи учат малышей коммуникации, развивают эмоциональный интеллект и дают опыт общения со сверстниками. А для родителей это возможность получить поддержку, лучше узнать своего ребенка и получить уверенность в том, что нет универсального «правильно» для всех, ведь мы все разные. 

Ребенка надо любить. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Возраст: любой
Особенности: ребенок активно участвует в своем обучении; дети и взрослые сотрудничают друг с другом; воспитание ведется через диалог и рефлексию.

Если предыдущие методики были направлены на воспитание детей дошкольного возраста, то эта в большей степени касается школьников. 

Суть подхода проста и сложна одновременна: любить и понимать ребенка во всех его проявлениях. Не бывает плохих детей, бывают учителя и родители, которые их не понимают. «Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство», — подчеркивал Шалва Амонашвили.

Люди, которые окружают ребенка, своим отношением к нему влияют на его развитие, становление и характер. Это влияние может быть созидательным или разрушительным, в зависимости от качества отношений. И взрослый, чтобы воспитывать детей, должен уметь видеть в них лучшее.

Можно обложиться тетрадками для прописей, запастись самыми лучшими учебниками по математике и заставить полки Пушкиным и Прустом, но в итоге увидеть совершенно незаинтересованного в обучении ребенка. Знания важны, но не являются самоцелью. Они лишь средство постижения истины, нравственности, добра и справедливости. 

Просто читать нравоучения — так не работает. Родителям предстоит понять, какие качества, ценности, цели они хотят воспитать в ребенке, а затем стать для него примером такого образа жизни. Основная мысль гуманной методики воспитания детей: взрослые не контролируют, не принуждают ребенка и не оценивают его, а относятся к нему как к равному и действуют сообща.

Задачки на смекалку. ТРИЗ-педагогика

Возраст: от 3 лет
Особенности: акцент на развитии креативных навыков; поддерживает детскую любознательность; учит рассуждать и размышлять.

ТРИЗ — это методика воспитания детей, которая развивает у ребенка творческое мышление и навыки решения нетривиальных задач. И хоть изначально этот подход не был рассчитан на детей, сегодня это один из мощнейших инструментов прокачки креативных навыков у дошкольников и школьников.

Заниматься с ребенком по этой системе можно уже с трех лет, когда малыш научился отличать игру от реальности. Например, порассуждайте вместе, как сделать ветер в жаркий день и как взять кактус, не уколовшись. Или как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко?

Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения

  • Давать ребенку право выбора везде, где это возможно.
  • Сталкивать ученика с проблемами без четкого алгоритма решения и верного ответа.
  • Обучать через практику: эксперименты, опыты, исследования.  
  • Постоянно отслеживать интерес детей и понимание ими материала.
  • Стремиться к максимальной пользе при минимальных затратах. 

Разумеется, никаких оценок здесь нет, как и правильного ответа. Воспитывать детей по ТРИЗ — значит позволять им рассуждать, подходить к задаче максимально творчески, сохранять любопытство и предлагать любые, самые нестандартные решения. Поиск решения пробуждает в детях азарт, а самостоятельно найденный ответ мотивирует.

В современном мире очень важно уметь быстро ориентироваться, систематизировать гигабайты информации и еще каким-то образом вычленять из этого потока главное. И тут особенно актуальны становятся методы воспитания детей по ТРИЗ, которые помогают формировать системное мышление.

А найти много ТРИЗ-задачек для детей можно, например, в книге Геннадия Иванова «Денис-изобретатель».

Спокойствие и эмпатия. Мягкое родительство

Возраст: любой
Особенности: отсутствуют наказания; требуется много терпения родителей; развивает эмоциональный интеллект.

В соцсетях по тегу gentle parenting можно найти множество постов с советами и рекомендациями о том, как быть «мягким родителем». Это относительное новый подход, который вошел в обиход молодых родителей относительно недавно.

Как и перечисленные выше методики развития и воспитания детей, этот подход основан на идее, что дети лучше растут в поддерживающей и заботливой среде.

Он состоит из трех основных элементов: эмпатия, уважение, понимание границ.

Родители не игнорируют эмоции ребенка, а пытаются понять причину поведения, прежде чем реагировать на происходящее. Общение строится на уважении и поддержке. Взрослые учатся слушать ребенка, задавать вопросы и только потом реагировать. 

«Волшебство происходит, когда  дети чувствуют, что их видят, слышат и понимают», — говорит Кэтрин Селлери, основатель и генеральный директор Conscious Parenting Revolution и соавтор книги Guidance Approach to Parenting.

В «мягком родительстве» отсутствует наказание, а дисциплина выстраивается на основе так называемых естественных последствий. Например, если сегодня ты отказался идти в школу, то завтра тебе придется остаться после уроков и написать контрольную.

И в этом оно разительно отличается от других методик воспитания детей, так как считает, что дети в состоянии самостоятельно усвоить урок и понять, почему их поведение неприемлемо.

«Мягкое родительство» учит детей устанавливать собственные границы, развивает уверенность в себе, независимость, стабильную самооценку и навыки управления эмоциями, а также снижает риск тревожности и улучшает связь между родителями и детьми. 

Дети, особенно младенцы и малыши, копируют то, что видят. Поскольку «мягкие» родители учатся воспитывать детей с сочувствием и уважением, то повышается вероятность того, что сами дети вырастут эмпатичными людьми.

Разумеется, такой процесс воспитания ребенка требует особенной вовлеченности родителей, и, что уж врать, очень крепких нервов. «Мягкое родительство» может легко превратиться во вседозволенность и попустительство, и, как следствие, вылиться в плохое поведение ребенка.

Внедрять мягкую методику можно с малого. Например, отделяйте человека от плохого поведения и комментируйте только последнее. Проговаривайте, какой результат вы хотите видеть. Старайтесь меньше командовать. Не требуйте «завяжи шнурки», а предложите: «Как думаешь, может, тебе стоит завязать шнурки, чтобы не споткнуться?»

Личный опыт 

Лиана Бисерова

Лиана Бисерова

Редактор рубрики «Дети», мама двух дочек

Я верю, что детей можно воспитывать без менторства.

Я «выращиваю» детей, пожалуй, странным образом для современных осознанных и вовлеченных мам. У меня нет задачи именно воспитывать по каким-то канонам, методикам или нормам, потому что верю, что все, что мы хотим вложить в ребенка, может происходить естественным путем, без назидания, строгих правил и менторства. 

Можно сто раз говорить ребенку «иди читай книги, это полезно», «ты должен читать» (ужасное, кстати, слово), но если в семье никто не читает, то вероятность большой любви к чтению и у ребенка стремится к нулю. Дети — маленькие повторюшки, они приспосабливаются к поведению взрослых, копируют их и берут от них и хорошее, и, увы, плохое. Так уж устроено в мире животных :)

Про воспитание детей я могу говорить часами, но в этой статье сфокусируюсь на двух принципиальных правилах, которые приняты в нашей семье:

1. В ребенка следует вложить чувство ответственности за те зоны, которые он вполне может осилить в силу возраста и интеллекта. На примере моей восьмилетней дочери: 

  • Я не контролирую ее чувство голода, никогда не заставлю есть через силу, но ограничиваю в сладком.
  • Не кутаю с малых лет, хотя сама мерзлячка. В результате чего дочь сама знает, как одеться по погоде, чтобы ей (а не мне) было комфортно, и очень мало болеет, даже в сезоны простуд.
  • Не разделяю мысли, что учеба это совместный труд родителя и ребенка, и научила дочь с первого дня школы самостоятельно собирать портфель, одежду для многочисленных секций и делать уроки без моей помощи. Утром она сама может встать по будильнику (порой еще и меня будит), собраться без напоминаний и выйти точно по времени.

Признаю, у меня, бывает, чешутся руки подправить ее презентацию или улучшить рисунок по окружающему миру, упросить съесть очень полезный суп или укутать теплым шарфом. Но я сдерживаюсь. Это зона ответственность дочери: получать оценку будет она, и чувство голода и холода она контролирует лучше меня.

Результат — моя первоклашка учится отлично сама, потому что знает как, потому что может и пока еще хочет. Тем не менее, когда она просит совета или проверить уроки, я не откажу. Главное — не делать за ребенка то, что он вполне может сделать и без вас. А он может очень многое, в рамках школьной программы — уж точно!

2. Рефлексировать — всегда и по любым поводам, конфликтам, проблемам мы много разговариваем и стараемся выносить уроки из произошедшего. Причем уровень проблемы не имеет значения. Даже если это переживание из-за внезапной кончины мухи на подоконнике, я отложу дела и поговорю с дочкой об этом, ведь для нее это настоящие и сложные чувства, которым нужно дать объяснения.

На этом строится фундамент родительско-детских отношений. Возможно, поэтому у нас нет тайн и скрытых эмоций, а дочь делится со мной всем — и хорошим, и плохим, она не боится, что «мама будет ругать», и смело мне рассказывает обо всем, что с ней произошло.

Я считаю, что это очень важно — выстроить доверительные отношения с младенчества, чтобы ребенок чувствовал опору и поддержку в семье и первым делом с каждой своей проблемой или переживанием, которую не в состоянии решить или осмыслить сам, шел к маме или папе, а не на улицу — к друзьям или чужим людям.

В подростковом возрасте дети склонны к созданию кумиров, их легко соблазнить на плохие поступки. Если же у ребенка прочная эмоциональная связь с семьей и нет страха признаться в чем-то родителям, ему будет проще избежать дурного влияния и манипуляций.

Читайте также:

Раннее развитие ребенка. Что нужно знать, чтобы не навредить?

Тест: какая вы мама для своего ребенка?

Внезапно: 7 популярных приемов воспитания ребенка, которые надо запретить

Маргарита Гаврыш
  • Сейчас читают